Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
государственное бюджетное образовательное учреждение Свердловской области
"Екатеринбургская школа № 3, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы"
Утверждено
приказом директора школы
№……от…………………..
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
БИОЛОГИЯ
для обучающихся 7а класса
(АООП вариант 1)
Составитель:
Королькова Людмила Владимировна,
учитель
Екатеринбург – 2023
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» образовательной области
"Естествознание» для обучающихся 7а класса составлена в соответствии с нормативноправовыми документами: https://ekb3.uralschool.ru/sveden/education
Программа по учебному предмету "Биология" продолжает вводный курс
"Природоведение". Преемственные связи между данными предметами обеспечивают
целостность биологического курса, а его содержание способствует правильному
поведению обучающихся в соответствии с законами природы и общечеловеческими
нравственными ценностями.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического,
эстетического, патриотического, физического, трудового и полового воспитания
обучающихся и подростков. Знакомство с разнообразием растительного мира воспитывает
у обучающихся чувство любви к природе и ответственности за ее сохранность, что тесно
связано с деятельностью человека.
Программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и
практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий - все это даст
возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и
повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию:
развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.
В 7 классе курс биологии, посвященный изучению живой природы, представлен
разделом"Растения", в котором все растения объединены в группы. Такое
структурирование материала более доступно для понимания обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
1)
2)
3)
4)
Основная цель изучения биологии: формирование элементарных научных
представлений о компонентах живой природы, строении и жизни растений;
обучение практическому применению биологических знаний.
Основные задачи изучения биологии:
формировать правильное понимание влияния природных явлений на жизнь
растений;
познакомить с приемами выращивания некоторых растений и ухода за ними; учить
использовать полученные знания для решения бытовых, медицинских и
экологических проблем;
развивать и корригировать познавательную деятельность, учить анализировать,
сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям,
понимать причинно-следственные зависимости;
расширять лексический запас, развивать связную речь, активизировать словарь;
5) воспитывать бережное отношение к природе, формировать навыки правильного
поведения в природе;
6) прививать навыки, способствующие сохранению и укреплению здоровья человека,
способствовать экологическому, эстетическому, физическому, санитарногигиеническому, половому воспитанию подростков.
Проведение учебных занятии в 7а классе по предмету «Биология» на 2023-2024
учебный год определяется учебным планом и предусматривает 68 часов в год, 2 часа в
неделю. Изучение предмета рассчитано на 34 учебные недели.
Программа составлена с учетом общих закономерностей развития обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и специфических
особенностей обучающихся 7а класса. В основу разработки программы заложены
дифференцированный и деятельностный подходы.
-
-
Планируемые личностные результаты изучения учебного курса:
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными
коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных
технологий для коммуникации;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной
организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на
мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к
чувствам других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
По результатам комплексной педагогической диагностики возможностей
обучающихся 7а класса, закрепленных в протоколах ППк, определены две микрогруппы
обучающихся с разными образовательными потребностями. Основой дифференциации
служат возможности достижения достаточного или минимального уровня усвоения
планируемых результатов обучения (1 и 2 группа соответственно).
Дифференцированные группы обучающихся
№ п/п
1 группа
№ п/п
2 группа
1
Аслан
1
Артём
2
Илья
2
Михаил
3
Александр
4
Ксения
5
Тихон
6
Алина
7
Вероника
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета "Биология".
Предметные результаты представлены 2 уровнями овладения: минимальным и
достаточным.
достаточный уровень
минимальный уровень
- представление об объектах живой природы –
растениях, знание названий, элементарных
функций;
- осознание основных взаимосвязей между
природными компонентами, природой и
человеком;
- установление взаимосвязи между средой
обитания и внешним видом объекта (единство
формы и функции);
- знание признаков сходства и различия между
группами растений, выполнение
классификаций на основе выделения общих
признаков;
- узнавание изученных природных объектов по
внешнему виду (натуральные объекты,
муляжи, слайды, рисунки, схемы);
- знание правил здорового образа жизни и
безопасного поведения, использование их для
объяснения новых ситуаций;
- выполнение практических работ
самостоятельно или при предварительной
(ориентировочной) помощи педагогического
работника;
- представление об объектах и явлениях живой
природы - растениях;
- знание особенностей внешнего вида
изученных растений, узнавание и различение
изученных объектов в окружающем мире,
моделях, фотографиях, рисунках;
- знание общих признаков изученных групп
растений, правил поведения в природе,
техники безопасности, здорового образа жизни
в объеме программы;
- выполнение совместно с учителем
практических работ, предусмотренных
программой;
- применение полученных знаний и
сформированных умений в бытовых ситуациях
(уход за растениями).
- владение сформированными знаниями и
умениями в учебных, учебнобытовых и
учебно-трудовых ситуациях.
Характеристика групп обучающихся
1 группу составляют обучающиеся овладевающие программным материалом в процессе
фронтального обучения на достаточном уровне. Все задания ими, как правило,
выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении
измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя
новую работу. Умеют объяснять свои действия словами. Им доступен некоторый уровень
обобщения. Полученные знания и умения применяют на практике. При выполнении
сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь
взрослого.
2 группу составляют обучающиеся, которые испытывают трудности в процессе
фронтального обучения. Обучающиеся данной группы не в состоянии самостоятельно
сделать элементарные выводы и обобщения. При выполнении всех видов работ
нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний
в новые условия их затрудняет. Обучающиеся отличаются сниженным темпом работы,
допускают ошибки, которые могут быть исправлены с помощью. Объяснения своих
действий недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью
обобщенности.
Содержание предмета
Виды деятельности, формы работы
Тема,
раздел
Содержание
Растения
вокруг
нас
Введение.
Повторение
основных сведений
из курса
природоведения о
неживой и живой
природе. Живая
природа: растения,
животные, человек.
Многообразие
растений (размеры,
форма, места
произрастания).
1 группа
Фронтальная.
Слушают рассказ учителя.
Участвуют в беседе по теме.
Рассматривают иллюстрации
учебника, слайды
презентации.
Классифицируют
дикорастущие растения и
культурные. Определяет
деревья, кустарники, травы.
Приводят примеры групп
растений.
Заполняют таблицы:
«Признаки групп растений»,
«Значение растений».
Классифицируют растения
2 группа
Фронтальная,
индивидуальная.
Слушают рассказ учителя.
Отвечают на конкретные
вопросы учителя по теме с
опорой на наглядный,
иллюстративный материал.
Выбирают из предложенных
ответов правильный.
Показывают на картинках
изображения,
соответствующие описанию.
Выполняют задания с
помощью учителя.
Находят необходимую
информацию в материалах
Цветковые и
Общее
бесцветковые
знакомст
растения.
Роль
во с
растений
в
жизни
цветковы
животных
и
ми
человека.
Значение
растения
растений
и их
ми
охрана.
Общие
сведения
о
цветковых
растениях.
Культурные
и
дикорастущие
растения. Общее
понятие об органах
цветкового
растения. Органы
цветкового
растения.
Подземные
и
наземные органы
растения. Корень.
Строение
корня.
Образование
корней.
Виды
корней. Корневые
волоски,
их
значение. Значение
корня в жизни
растений.
Видоизменение
корней.Стебель.
Строение стебля.
Образование
стебля.
Побег.
декоративные, лекарственные.
Рассказывают о значении
растений в природе.
Изучают природоохранные
знаки, определяют, что они
означают.
Находят необходимую
информацию в материалах
учебника.
Составляют рассказ о
предмете изучения.
Фронтальная, групповая.
Слушают рассказ учителя.
Рассматривают иллюстрации
учебника, слайды
презентации, живые растения.
Участвуют в беседе по теме.
Находят части растения на
живых растениях. Рисуют
растение и подписывают его
части. Заполняют кроссворд.
Сравнивают строение цветков
двух разных растений, данные
заносят в таблицу.
Рассматривают соцветия
живых растений. Определяют
названия соцветий. Соотносят
растение и название соцветия.
Рассказывают о значении
соцветий в жизни растений.
По схемам определяют способ
опыления данному растению.
Рассматривают, изучают
плоды растений; определяют
особенности каждого плода;
данные заносят в таблицу. По
рисункам плодов определяют
название растений, на
которых они образовались.
Решают кроссворд «Сухие и
сочные плоды».
Рассматривают плоды и
семена, находят особенности,
связанные с их
распространением.
Рассказывают о способах
учебника.
Составляют рассказ о
предмете изучения по
вопросам учителя.
Фронтальная, групповая,
индивидуальная.
Слушают рассказ учителя.
Отвечают на конкретные
вопросы учителя по теме с
опорой на наглядный,
иллюстративный материал.
Выбирают из предложенных
ответов правильный.
Показывают на картинках
изображения,
соответствующие описанию.
На рисунке подписывают
части растения.
Подписывают части цветка
на рисунке. Рассматривают
соцветия живых растений.
Соотносят растение и
название соцветия.
Рассматривают, изучают
плоды растений; определяют
особенности каждого плода;
данные заносят в таблицу с
помощью учителя.
Рассматривают плоды и
семена, находят особенности,
связанные с их
распространением.
Рассматривают семена
известных растений,
сравнивают их между собой
по цвету, размерам, форме.
Рассматривают внешний вид
семян фасоли, пшеницы.
Подписывают части семян
Положение стебля
в
пространстве,
строение
древесного стебля.
Значение стебля в
жизни
растений.
Разнообразие
стеблей.
Лист.
Внешнее строение
листа. Простые и
сложные
листья.
Жилкование листа.
Значение листьев в
жизни
растения.
Дыхание растений.
Обмен веществ у
растений.
Листопад и его
значение. Цветок.
Строение цветка.
Понятие
о
соцветиях.
Опыление цветков.
Образование
плодов и семян.
Плоды сухие и
сочные.
Распространение
плодов и семян.
Строение семени.
Лабораторные
работы по теме:
органы цветкового
растения. Строение
цветка. Строение
семени.
Практические
работы.
Определение
всхожести семян.
распространения семян.
Заполняют таблицу «Способы
распространения семян».
Рассматривают семена
известных растений,
сравнивают их между собой
по цвету, размерам, форме;
результаты записывают в
таблицу. Рассматривают
внешний вид семян фасоли,
пшеницы. Подписывают части
семян фасоли, пшеницы.
Наблюдают за опытами,
определяющими условия,
необходимые для прорастания
семян. Делают выводы.
Наблюдают за черенками
растений с корнями.
На рисунке подписывают
виды корней. Заполняют
таблицу «Развитие корней».
Определяют у растений
названия корневых систем.
Соотносят видоизменение
корня с растением.
Определяют жилкование
листьев. Сравнивают простые
листья и сложные, заполняют
таблицу. Приводят примеры
растений с простыми и
сложными листьями.
Определяют условия,
необходимые для образования
крахмала в листьях. Изучают
схему дыхания и питания
растений, делают вывод.
Работают со схемами
«Взаимосвязь частей
растения», «Взаимосвязь
растений со средой
обитания»; делают выводы.
Находят необходимую
информацию в материалах
учебника.
Выполняют проверочную
работу.
фасоли, пшеницы.
Наблюдают за опытами,
определяющими условия,
необходимые для
прорастания семян.
Наблюдают за черенками
растений с корнями.
На рисунке подписывают
виды корней.
Сравнивают простые листья
и сложные, заполняют
таблицу с помощью учителя
и индивидуальных карточек.
Подбирают нужный ответ на
вопрос с помощью карточки,
иллюстрации.
Изучают схему дыхания и
питания растений. С
помощью учителя делают
схематические зарисовки по
теме.
Находят необходимую
информацию в материалах
учебника.
Выполняют проверочную
работу.
Многооб
разие
растител
ьного
мира
Растения
леса.
Некоторые
биологические
особенности леса.
Лиственные
деревья. Хвойные
деревья или другие
породы деревьев,
характерные
для
данного
края.
Особенности
внешнего строения
деревьев.
Сравнительная
характеристика.
Особенности
внешнего строения
кустарников.
Бузина,
лещина
(орешник),
шиповник.
Использование
человеком.
Отличительные
признаки
съедобных
и
ядовитых плодов.
Ягодные
кустарники.
Черника, брусника.
Сравнительная
характеристика.
Лекарственное
значение
изучаемых
ягод.
Правила их сбора и
заготовки. Травы.
Практическое
значение
этих
растений. Охрана
леса.
Растения
Красной
книги.
Определение
возраста
лиственных
деревьев
по
Фронтальная, групповая.
Слушают рассказ учителя.
Участвуют в беседе по теме.
Рассматривают иллюстрации
учебника, слайды
презентации, гербарные
листы. Приводят примеры
растений однолетних и
многолетних, светолюбивых и
теневыносливых. Определяют
по растению культурное оно
или дикорастущее,
теплолюбивое или
холодостойкое, влаголюбивое
или засухоустойчивое.
Зарисовывают растения мха,
папоротника подписывают их
части. Отгадывают загадки.
Определяют сходства и
различия мхов и
папоротников. Определяют
признаки голосеменных и
покрытосемянных растений.
Сравнивают ель и сосну,
данные заносят в таблицу.
Заполняют схему «Что
получают из сосны и ели».
Определяют признаки
однодольных и двудольных
растений. Соотносят растения
с классом (однодольные,
двудольные).
Из ряда признаков выбирают
признаки, характеризующие
паслёновые растения. На
рисунке подписывают части
растения картофеля.
Рассматривают клубень
картофеля, рисуют клубни
разной формы, на рисунке
подписывают их части.
Закладывают опыт,
определяют как влияют на
клубни свет и тепло; делают
вывод. На рисунке
подписывают названия частей
Фронтальная, групповая,
индивидуальная.
Слушают рассказ учителя.
Отвечают на конкретные
вопросы учителя по теме с
опорой на наглядный,
иллюстративный материал.
Выбирают из предложенных
ответов правильный.
Показывают на картинках
изображения,
соответствующие описанию.
Выполняют задания с
помощью учителя.
Зарисовывают растения мха,
папоротника подписывают
их части.
Сравнивают ель и сосну,
данные заносят в таблицу.
Заполняют схему «Что
получают из сосны и ели» с
помощью индивидуальных
карточек.
Из ряда признаков выбирают
признаки, характеризующие
паслёновые растения. На
рисунке подписывают части
растения картофеля из
предложенных вариантов.
Рассматривают клубень
картофеля, рисуют клубни
разной формы, на рисунке
подписывают их части с
помощью учителя.
На рисунке подписывают
названия частей растения
томат.
Зарисовывают плоды
баклажана разной формы.
Из ряда признаков выбирают
признаки, характеризующие
бобовые растения, выбирают
названия частей растений
гороха и фасоли.
Выбирают из предложенных
растения, относящиеся к
годичным кольцам.
Комнатные
растения.
Светолюбивые.
Теневыносливые.
Особенности
внешнего строения
и
биологические
особенности
растений.
Особенности
ухода,
выращивания,
размножения. Уход
за
комнатными
растениями: полив,
обрезка.
Однолетние
и
двулетние
растения.
Особенности
выращивания.
Растения
поля.
Хлебные растения
или
другие
злаковые
культуры.
Технические
культуры.
Овощные
растения.
Использование
человеком.
Растения
сада.
Способы уборки и
использования
плодов и ягод.
Польза
свежих
фруктов и ягод.
Заготовки на зиму.
Бактерии
Виды бактерий.
Значение бактерий
растения томат, перец,
баклажан. Определяют
особенности строения
растения томат. Зарисовывают
плоды баклажана разной
формы. Называют растения,
относящиеся к цветочнодекоративным паслёновым.
Рассказывают о приёмах
выращивания паслёновых
растений.
Из ряда признаков выбирают
признаки, характеризующие
бобовые растения.
На рисунках подписывают
названия частей растений
гороха и фасоли.
Рассказывают об
особенностях строения
бобовых растений.
Зарисовывают плод гороха,
подписывают его части.
Рассказывают об
особенностях выращивания
гороха. Определяют кормовые
бобовые.
Называют названия
розоцветных растений.
Решают кроссворды.
Рассказывают о размножении
розоцветных, их значении в
жизни человека.
Определяют цветочнодекоративные сложноцветные
растения.
Выполняют задания в тетради
в соответствии с
установленными
требованиями.
Находят необходимую
информацию в материалах
учебника.
Выполняют проверочную
работу.
Слушают рассказ учителя.
Рассказывают, что такое
цветочно-декоративным
паслёновым.
Из ряда признаков выбирают
признаки, характеризующие
розоцветные растения.
На рисунке подписывают
части яблони.
Определяют цветочнодекоративные
сложноцветные растения по
индивидуальным карточкам.
Выбирают из предложенных
ответов правильный.
Показывают на картинках
изображения,
соответствующие описанию.
Выполняют индивидуальные
задания.
Выполняют задания с
помощью учителя.
Выполняют задания в
тетради по образцу.
Находят необходимую
информацию в материалах
учебника.
Выполняют индивидуальную
проверочную работу.
Слушают рассказ учителя.
Отвечают на конкретные
в природе и для
человека.
Грибы
Грибы леса.
Строение
шляпочного гриба:
шляпка, пенек,
грибница.
Распознавание
съедобных и
ядовитых грибов.
Обработка
съедобных грибов
перед
употреблением в
пищу.
бактерии, где они
встречаются, о значении
бактерий в природе и жизни
человека.
Выполняют задания в тетради
в соответствии с
установленными
требованиями.
Находят необходимую
информацию в учебнике.
Слушают рассказ учителя.
Рассматривают иллюстрации,
муляжи грибов. Участвуют в
беседе по теме.
На рисунке подписывают
части гриба.
По иллюстрациям определяют
названия грибов.
Рассказывают, как
размножаются грибы.
Определяют съедобные и
ядовитые грибы.
Составляют рассказ о
предмете изучения.
вопросы учителя по теме с
опорой на наглядный,
иллюстративный материал.
Выбирают из предложенных
ответов правильный.
Показывают на картинках
изображения,
соответствующие описанию.
Выполняют задания с
помощью учителя.
Слушают рассказ учителя.
Отвечают на вопросы
учителя по теме с опорой на
наглядный материал.
Выбирают из предложенных
ответов правильный.
Показывают на картинках
грибы в соответствии с
названием.
Выполняют задания с
помощью учителя.
Выполняют здание по
индивидуальной карточке.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п
Название темы
1 четверть
Количество
часов
16
1
Растения вокруг нас. Разнообразие растений. Значение растений.
1
2
Охрана растений.
1
3
Общее знакомство с цветковыми растениями. Строение растения.
1
4
Цветок. Строение цветка. Виды соцветий.
1
5
Опыление цветков.
1
6
Плоды. Разнообразие плодов.
1
7
Размножение растений семенами. Распространение плодов и семян.
1
8
Семя. Строение семени фасоли.
1
9
Строение зерновки пшеницы.
1
10
Условия прорастания семян.
1
11
Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.
1
12
Корень. Виды корней. Корневые системы.
1
13
1
14
Значение корня. Видоизменения корней. Лист. Внешнее строение
листа.
Контрольная работа "Цветковые растения. Строение".
15
Цветковые растения. Повторение и обобщение.
1
16
Образование органических веществ в растении.
1
2 четверть
1
16
1
Испарение воды листьями.
1
2
Дыхание растений. Листопад и его значение.
1
3
Стебель. Строение стебля.
1
4
Значение стебля в жизни растения.
1
5
Разнообразие стеблей.
1
6
Взаимосвязь частей растений.
1
7
Связь растения со средой обитания.
1
8
1
9
Повторение и обобщение темы "Общее знакомство с цветковыми
растениями".
Проверочная работа "Общее знакомство с цветковыми растениями".
10
Многообразие растительного мира. Деление растений на группы.
1
11
Мхи. Значение мхов в природе и для человека.
1
12
Папоротники. Значение папоротников в природе и для человека.
1
13
Голосеменные. Хвойные растения.
1
14
Покрытосеменные или цветковые растения. Деление цветковых
растений на классы.
Контрольная работа "Группы растений".
1
Однодольные растения. Злаковые. Общие признаки злаковых
растений.
3 четверть
1
22
1
Хлебные злаковые культуры. Пшеница, рожь, ячмень, овёс, кукуруза.
1
2
Выращивание зерновых культур.
1
3
Использование злаков в народном хозяйстве.
1
4
1
5
Лилейные. Общие признаки лилейных растений. Цветочно декоративные лилейные.
Овощные лилейные. Лук и чеснок.
6
Дикорастущие лилейные. Ландыш.
1
7
Проверочная работа "Однодольные растения".
1
8
Двудольные растения. Дикорастущие паслёновые.
1
9
Овощные и технические паслёновые. Картофель, строение клубня.
1
15
16
1
1
1
10
Выращивание картофеля.
1
11
Овощные паслёновые. Томат.
1
12
Овощные паслёновые. Баклажан и перец.
1
13
Цветочно - декоративные паслёновые. Петуния и душистый табак.
1
14
Бобовые. Общие признаки бобовых.
1
15
Пищевые бобовые. Бобы и горох, их значение.
1
16
Фасоль и соя - южные бобовые культуры.
1
17
Кормовые бобовые растения. Строение клевера и люпина.
1
18
Розоцветные. Общие признаки розоцветных. Шиповник.
1
19
Контрольная работа "Двудольные растения".
1
20
21
Плодово - ягодные розоцветные. Яблоня и груша.
Плодово - ягодные розоцветные. Вишня и малина.
1
1
22
Плодово - годные розоцветные. Земляника.
1
4 четверть
14
1
Персик и абрикос - южные плодовые розоцветные культуры.
1
2
3
Сложноцветные. Пищевые сложноцветные. Подсолнечник.
Однолетние цветочно - декоративные сложноцветные. Календула и
бархатцы.
Многолетние цветочно - декоративные сложноцветные. Маргаритка и
георгин.
Повторение и обобщение по теме "Двудольные растения".
Уход за комнатными растениями. Перевалка и пересадка комнатных
растений.
Работы в саду. Обработка почвы.
Весенний уход за садом. Уход за посевами и посадками.
Повторение и обобщение пройденного материала за год.
Годовая контрольная работа "Многообразие растительного мира".
Бактерии. Значение бактерий в природе и для человека.
Грибы. Особенности строения шляпочных грибов.
Внешние отличия съедобных грибов от ядовитых. Их значение в
жизни человека и в природе.
Урок – викторина "Мир растений".
Всего за год
1
1
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
68