Рабочая программа учебного предмета Музыка 1в класс

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Екатеринбургская школа № 3, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»

Утверждено
приказом директора школы
№ ______ от _____________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
«МУЗЫКА»
Для обучающихся 1в класса
(АООП вариант 1)

Согласовано:
Заместитель директора по УВР
__________________________
(Первова Л.Н.)
«_____» ____________ 2023 г

Составитель:
учитель Лебедькова Е.К.

Екатеринбург – 2023

Пояснительная записка
Музыка – учебный предмет, предназначенный для формирования у обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний,
умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных
способностей, мотивации к музыкальной деятельности. В процессе реализации учебного
предмета «Музыка» в ходе занятий такими видами музыкальной деятельности, как
восприятие музыки, хоровое пение, изучение элементов музыкальной грамоты, игре на
музыкальных инструментах детского оркестра, у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) вырабатываются необходимые умения (музыкального
восприятия, музыкально-исполнительские навыки, приобретаются первоначальные
сведения о творчестве композиторов, элементарные представления о теории музыки).
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» 1 класса для обучающихся с
лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на
основании:
1. закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации и от 19.12.2014 № 1599.
3. Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
4. АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) ГБОУ «Екатеринбургская школа № 3».
5. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
6. Учебного плана ГБОУ «Екатеринбургская школа № 3» на 2023 -2024 уч. год.
https://ekb3.uralschool.ru/sveden/education .
Цель программы - приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной
культуры.
Задачи:
Образовательные:
 накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение
доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями,
слушательскими и доступными исполнительскими умениями).
 приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от
музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию
музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности и др.
 развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений,
выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта
самостоятельной музыкально деятельности.
 формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в
организации обыденной жизни и праздника.
 развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов,
певческого голоса, творческих способностей обучающихся.
Коррекционно-развивающие:
2

корректировать нарушения психофизического развития;
 развивать слух;
 развивать когнитивную сферу обучающихся;
 развивать речь учащихся, пополнять словарный запас.
Воспитательные:
 вырабатывать положительную мотивацию, поддержку интереса к учению;
 воспитывать бережное отношение к учебным принадлежностям;
 формировать нравственной и волевой готовности к обучению в школе.


В программе обозначены два уровня умений: минимальный и достаточный.
Программа рассчитана на 66 часов (2 часа в неделю).
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект,
включающий:
• 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы / Евтушенко И.В. – М.:
Просвещение, 2021.

Планируемые результаты обучения
Личностные результаты
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения
вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в
мировом музыкальном процессе;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и
участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и
эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе
восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения
и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития
музыкально-эстетического сознания,
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, способности к
осмыслению социального окружения, своего места в нем в процессе музыкальной
исполнительской деятельности на уроках и внеклассных мероприятиях в школе и за ее
пределами;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и
коллективной музыкальной деятельности;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие
представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание
бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;
- формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и
настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкальнотворческой деятельности учащихся.
Программа

определяет

Предметные результаты
два уровня овладения предметными
3

результатами:

минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
 Определение
характера
и
содержания
знакомых музыкальных
произведений, предусмотренных Программой; представления о некоторых
музыкальных инструментах и их звучании (фортепиано, барабан, скрипка, труба,
баян, гитара);
 Пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
выразительное, слаженное и достаточно эмоциональное исполнение выученных песен
с простейшими элементами динамических оттенков;

Правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение
согласных звуков в конце и в середине слов;
 Правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1;
 Различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни; различение
песни, танца, марша;
 Передача ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне, голосом);
 Определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений
(веселые, грустные и спокойные);
 Владение элементарными представлениями о нотной грамоте.
Достаточный уровень:
 Самостоятельное исполнение разученных детских песен;
 Знание динамических оттенков (форте-громко, пиано-тихо);
 Представление о музыкальных инструментах и их звучании (фортепиано, барабан,
скрипка, труба, баян, гитара)
 Представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно, отрывисто,
скачкообразно);
 Пение хором с выполнением требований художественного исполнения;
 Ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;
 Исполнение выученных песен без музыкального сопровождения, самостоятельно;
различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;
 Владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания музыкальной
речи.
Формирование базовых учебных действий
Базовые учебные действия, формируемые у обучающихся дополнительного 1 класса
на уроках музыки, обеспечивают успешное начало школьного обучения и положительное
отношение к учебе в целом:
Личностные:
 осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением,
занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
 самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.
Коммуникативные:
 вступать в контакт и работать в коллективе (учитель–ученик, ученик–ученик,
ученик–класс, учитель - класс);
 использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и
учителем.
Регулятивные:
 входить и выходить из учебного помещения со звонком;
 ориентироваться в пространстве класса;
 пользоваться учебной мебелью;
4

адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т.д.);
 работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
Познавательные:
 выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
 устанавливать видородовые отношения предметов;
 делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном
материале.


Содержание учебного курса

Игра на
музыкаль
ных
инструм
ентах

Слушание музыки

Пение

Раздел
Виды учебной деятельности
Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная
Минимальный уровень
Достаточный уровень
(выполняет с помощью учителя и с
помощью различных опор)
 Обучение певческой установке. Работа над напевным звучанием на основе
элементарного овладения певческим дыханием.
 Певческий диапазон (ре1 — си1).
 Развитие умения напевного звучания при точном интонировании мотива.
Активизация внимания к единой правильной интонации. Развитие слухового
внимания и чувства ритма на специальных ритмических упражнениях.
 Развитие умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы, отработка
навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах.
 Развитие умения петь легким звуком песни подвижного характера и плавно —
песни напевного характера.
 Продолжение работы над пением в унисон. Выразительно-эмоциональное
исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков.
 Развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с
педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников.
 Развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого,
грустного, спокойного) и текста.
 Развитие эмоциональной отзывчивости и реагирования на музыку различного
характера.
 Развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению.
 Развитие умения дифференцировать различные части песни: вступление, запев,
припев, проигрыш, окончание.
 Развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные
произведения: марш, танец, песня — веселая, грустная, спокойная.
 Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: баян, гитара, труба.
 Развитие умения передачи словами внутреннего содержания музыкальных
сочинений.
 Игра на музыкальных инструментах.
 Обучение детей игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, румба, бубен,
треугольник).
 На уроках музыки целесообразно применять ударно – шумовые инструменты:
бубен, треугольник, деревянные ложки, барабан, маракас, металлофон. Детское
музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности ребенка с
ограниченными возможностями здоровья, способствует развитию музыкальной
5

памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности,
снятию психоэмоционального напряжения.

Музыкальные произведения
для слушания

Примерный музыкальный материал для пения

Музыкальная грамота



Главное в младших классах – это дать понятие о высоте звука, силе звучания
(пиано, форте), и длительности звучания (длинные и короткие звуки),
элементарные сведения о нотной записи: скрипичный ключ, нотный стан, порядок
нот в гамме до мажор, графическое изображение нот. Вокальные попевки –
упражнения следует петь как с текстом, так и с названием нот (с 3 – го класса), без
подыгрывания на инструменте (попевки на одном звуке: «Месяц май», «Небо
синее» - муз. Е. Тиличеевой, «Андрей – воробей – р.н.п. и др.)
 На уроке вводятся движения под музыку, которые помогают лучше понять,
почувствовать характер музыки и ее ритмические особенности: ходьба на месте,
несложные движения кистями рук, повторение несложного ритмического рисунка
ладонями или ударными инструментами. («Танцуй, малыш», «Танцевальная
ритмика» Т. Суворовой, «Коммуникативные танцы – игры для детей» А.
Бурениной.)
 «Урожай собирай» А. Филиппенко
 «Веселые гуси» укр.нар.песня
 «Есть у солнышка друзья» Е.Тиличеева
 «Золотая осень» Е.Тиличеева
 «Дождик» В.Герчик
 Новогодняя хороводная» А.Островский, сл.Ю.Леднев
 Что за дерево такое?» М. Старокадомский,
 «Наша елочка» М. Красев
 «К нам гости пришли» А. Александров.
 «Зимняя песенка» М. Красев
 «Песенка друзей» В.Герчик,
 «Как у наших у ворот» р.н.п.
 «Песня о бабушке» Е.Тиличеева,
 «Сегодня мамин праздник» А.Филиппенко,
 «Веснянка» А.Филиппенко
 «Дождик» М.Красев
 «До свидания, букварь» В.Шаински
 «Прощание с букварем» Л.Лядова
 «Вот взяла лисичка скрипку» А.Филиппенко
 «Весенняя песенка» С.Полонский
 Гмин России Музыка А. Александрова, слова С. Михалкова и Г. Эль-Регистана
 Бравые солдаты А.Филиппенко.
«Песенка о лете» Е. Крылатов «Осень» А.Александров. "Весело-грустно". Муз. Л.
Бетховена «Если добрый ты» Б. Савельев. «Танец маленьких лебедей» П. Чайковский,
С. В. Рахманинов «Итальянская полька» «Клоуны» Д. Кабалевский «Полька»
П.Чайковский, «Исламе», «Кафа» Кавказские танцевальные мотивы «Сладкая греза»
П.Чайковский, «Полька», «Вальс» П.Чайковский, «Времена года» П.Чайковский –
«Осенняя песнь». «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковский «Торжественный
марш», В.Молов Марш» Д.Шостакович, «Полька», «Вальс» П.Чайковский, «Улыбка»,
«Антошка» В.Шаинский Клоуны» Д. Кабалевский, «Детская полька»
М.Глинка«Марш» С. Прокофьев, «Полька» П. Чайковский«Романс» Н.Йерес (гитара)
«Коробейники» р.н.п. (баян) Труба и барабан". Муз. Д. Кабалевского. «Припевки»
р.н.п. (гармонь), «Коробейники» р.н.п. (баян), Кубанская лезгинка. Ойся, Ты Ойся
6

(казачья плясовая) «Если добрый ты», «Неприятность эту» Б. Савельев«В траве сидел
кузнечик» В. Шаинский«Во поле береза стояла» р.н.п., «Почему медведь зимой спит»
Л.Книпперотрывки из м/ф «Бременские музыканты» Г.Гладков«Чунга-Чанга»,
«Песенка крокодила Гены» В. ШаинскийЧебурашки» В. ШаинскийРоманс» Н.Йерес,
«Тонкая рябина» р.н.п. «Светит месяц» р.н.п., «Исламей» кааб.нар.мел. «Welwet silk»
(труба), "Труба и барабан". Муз. Д. Кабалевского«Военный марш» Г.Свиридов,
«Welwet silk» (труба) «Смелый наездник» Р.Шуман, «Кавалерийская»
Д.Кабалевский«Вальс снежных хлопьев» П.Чайковский, звуки леса, метели«Мама»
П.Чайковский, отрывки из мюзикла «Волк и 7 козлят» А.Рыбников«Песня
жаворонка» П.Чайковский, звуки леса«Времена года» П.Чайковский («Подснежник»)
Здравствуй. Родина моя! Ю. Чичков, слова К. Ибряева; Моя Россия. Г.Струве, слова
Н. Соловьевой. Гимн России А.АлександровWelwet silk» (труба), «Полет шмеля»
Н.Римский-Корсаков«Сон и скрипочка» О.Юдахина«Колыбельная Медведицы»
Е.Крылатов, «Колыбельная» В.Моцарт, «Прогулка» С.Прокофьев, «Добрые слоны»
А.Журбин«Шествие
кузнечиков»
С.Прокофьев,
«Похороны
куклы»
П.Чайковский«Детский альбом» П.Чайковский«Баба-Яга», «Мама»

№ п/п
урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.

Календарно-тематическое планирование по курсу «Музыка» в 1 классе
2 часа в неделю, 66 ч. в год
Тема урока

Кол-во
часов
Первая четверть
16
Музыка вокруг нас
1
Звучащий мир вокруг нас. “В первый класс” – А. Долухоняна, сл. З. Петровой.
1
Музыкальные жанры.
1
Песня.“Спят усталые игрушки” – муз. А. Островского, сл. З. Петровой.
1
Части песни: вступление
1
Части песни: запев.
1
Части песни : припев, проигрыш.
1
Части песни : окончание.
1
Музыкальные жанры. Колыбельная.“Колыбельная песня” - муз. В. Моцарта.
1
Музыкальные жанры. Танец.“Полонез” – М. Огинского
1
Музыкальные жанры. Марш.“Марш” из балета «Щелкунчик» – П. Чайковский.
1
Повторение по теме «Музыкальные жанры».
1
“Песенка про кузнечика” - муз. В. Шаинского, сл. Н. Носова.
1
Природа в музыке.“Осень” – муз. Ю. Чичкова, сл. И. Мазина.
1
«Урожай собирай» - муз.А.Филиппенко, сл. Волгиной.
1
Осень «Золотая осень» - муз. Е.Тиличеевой, сл.М.Клоковой
1
Вторая четверть
16
“Закружилась в небе осень” – муз. В. Иванникова, сл. Т. Башмаковой
1
Как появляется музыка?
1
Средства музыкальной выразительности: динамические оттенки.
1
Средства музыкальной выразительности: темп.
1
Высокие и низкие звуки.
1
Короткие и долгие звуки.
1
- Новогодний хоровод. Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко.
7

23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.

“Веселые гуси” – украинская
народная песня
«Зарядка» - муз. Е.Тиличеевой, сл. Л.Дымовой
“Песенка Чебурашки” – муз. В. Шаинского, сл. Э. Успенского
Природа в музыке. Зима.
“Зима” – муз. В. Красева, сл. Н. Френкеля.
“Дед Мороз” – муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной.
«Новогодняя хороводная» - муз. А.Островского, сл. Ю.Леднева
Разучивание песни «Новогодняя хороводная» - муз. А.Островского, сл.
Ю.Леднева
Разучивание песни «Новогодняя хороводная» - муз. А.Островского, сл.
Ю.Леднева
Урок-обобщение «Как услышать музыку»
Третья четверть
Слушание «Вальс-шутка» муз. Д.Шостоковича
Музыкальные портреты людей.
Сказка в музыке. “Жили-были” - муз. А. Пахмутовой, сл. Ю. Черных.
«Песенка Мамонтенка»
“Мишка с куклой пляшут полечку” - муз. и сл. М. Качурбиной.
- Все мы делим пополам. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
О чём говорит музыка?
Как музыка выражает чувства и настроение?
Как музыка выражает черты характера человека?
Вокально-хоровая работа. «Бременские музыканты»
Изобразительность в музыке «В траве сидел кузнечик»
Обобщающий урок. О чём говорит музыка?
«Мамина песенка» - муз. М. Парцхаладзе, сл. М. Пляцковского.
Природа в музыке. Весна.
Песня «Самая хорошая», сл. О.Фадеевой, муз. Иванникова
«Мальчики пляшут» - муз. И. Арсеева.
«Девочки танцуют» - муз. И. Арсеева.
«Дождик» муз. Е. Тиличеевой.
«В стране игрушек» муз. В. Запольского, сл. В. Шумилина.
«Лесной оркестр» - муз. и сл. Е. Курячий и др.
Четвёртая четверть
Песенка о дружбе» муз. и сл. Н. Головыриной.
Любимые песни из мультфильмов.
Детские музыкальные инструменты: бубен, маракасы.
Игра на детских музыкальных инструментах.
Детские музыкальные инструменты: деревянные ложки, барабан.
Различение на слух звучания инструментов.
Музыкальные инструменты: металлофон.
Музыкальные инструменты: дудка, флейта.
Музыкальные инструменты. Труба.
Музыкальные инструменты. Скрипка.
8

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
20
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

63.
64.
65.
66.

Музыкальные инструменты: гитара.
Музыкальные инструменты: арфа.
Контрольная работа
Повторение по теме «Музыкальные инструменты».
Итого за год

1
1
1
1
66

Программа может быть изменена, скорректирована в процессе обучения в
зависимости от степени восприятия, в случае карантина или других чрезвычайных
обстоятельств.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».