Рабочая программа по учебному предмету Биология 8а класс

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
государственное бюджетное образовательное учреждение Свердловской области
"Екатеринбургская школа № 3, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы"

Утверждено
приказом директора школы
№……от…………………..

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
БИОЛОГИЯ
для обучающихся 8а класса
(АООП вариант 1)

Составитель:
Королькова Людмила Владимировна,
учитель

Екатеринбург – 2023
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» образовательной области
"Естествознание» для обучающихся 8а класса составлена в соответствии с нормативноправовыми документами: https://ekb3.uralschool.ru/sveden/education
В 8 классе курс биологии, посвященный изучению живой природы, представлен
разделом "Животные", в котором все животные объединены в группы. Такое
структурирование материала более доступно для понимания обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Обучающиеся знакомятся с многообразием животного мира и образом жизни
некоторых животных; получают сведения о внешнем и внутреннем строении их организма
и приспособленности животных к условиям их жизни. Особое внимание уделено
изучению животных, играющих значительную роль в жизни человека, его хозяйственной
деятельности. Этот раздел дополнен темами, близкими учащимся, живущим в городской
местности ("Аквариумные рыбки", "Кошки" и "Собаки": породы, уход, санитарногигиенические требования к их содержанию).
Программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и
практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий - все это даст
возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и
повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию
обучающихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.
Основная цель изучения биологии: формирование элементарных научных
представлений о компонентах живой природы, строении и жизни животных; обучение
практическому применению биологических знаний.
Основные задачи изучения биологии:
1) познакомить с многообразием животного мира, образом жизни животных, их
строении, способах размножения, приспособлении к окружающей среде;
2) формировать представления о значении животных в жизни человека, показать
практическое применение биологических знаний;
3) учить приемам выращивания и ухода за некоторыми домашними животными,
использовать полученные знания для решения бытовых, медицинских и
экологических проблем;
4) развивать и корригировать познавательную деятельность, учить анализировать,
сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям,
понимать причинно-следственные зависимости;
5) расширять лексический запас, развивать связную речь;

6) формировать навыки правильного поведения в природе, способствовать
экологическому,
эстетическому,
физическому,
санитарно-гигиеническому,
половому воспитанию, помочь усвоить правила здорового образа жизни;
Проведение учебных занятии в 8 классе по предмету «Биология» на 2023-2024
учебный год определяется учебным планом и предусматривает 68 часов в год, 2 часа в
неделю. Изучение предмета рассчитано на 34 учебные недели.
Программа составлена с учетом общих закономерностей развития обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и специфических
особенностей обучающихся 8а класса. В основу разработки программы заложены
дифференцированный и деятельностный подходы.
-

-

Планируемые личностные результаты изучения учебного курса:
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными
коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных
технологий для коммуникации;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной
организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на
мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к
чувствам других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.

По результатам комплексной педагогической диагностики возможностей
обучающихся 8а класса, закрепленных в протоколах ППк, определены две микрогруппы
обучающихся с разными образовательными потребностями. Основой дифференциации

служат возможности достижения достаточного или минимального уровня усвоения
планируемых результатов обучения (1 и 2 группа соответственно).
Дифференцированные группы обучающихся
№ п/п

1 группа

№ п/п

2 группа

1

Святослав

1

Заур

2

Юлия

2

Виктория

3

Кирилл

3

Сергей

4

Сергей

4

Марсель

5

Константин

5

Артур

6

Екатерина

7

Виктор

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета "Биология".
Предметные результаты представлены 2 уровнями овладения: минимальным и
достаточным.
достаточный уровень

минимальный уровень

- представление об объектах живой природы животных;
- осознание основных взаимосвязей между
природными компонентами, природой и
человеком;
- установление взаимосвязи между средой
обитания и внешним видом объекта (единство
формы и функции);
- знание признаков сходства и различия между
группами животных; выполнение
классификаций на основе выделения общих
признаков;
- узнавание изученных природных объектов по
внешнему виду (натуральные объекты,
муляжи, слайды, рисунки, схемы);
- знание названий, элементарных функций и
расположения основных органов в организме
животных;
- знание правил здорового образа жизни и
безопасного поведения, использование их для
объяснения новых ситуаций;
- выполнение практических работ
самостоятельно или при предварительной
(ориентировочной) помощи педагогического

- представление об объектах и явлениях живой
природы - животных;
- знание особенностей внешнего вида
изученных животных, узнавание и различение
изученных объектов в окружающем мире,
моделях, фотографиях, рисунках;
- знание общих признаков изученных групп
животных;
- знание правил поведения в природе, техники
безопасности, здорового образа жизни в
объеме программы;
- выполнение совместно с учителем
практических работ, предусмотренных
программой;
- применение полученных знаний и
сформированных умений в бытовых ситуациях
(уход за животными).

работника;
- владение сформированными знаниями и
умениями в учебных, учебнобытовых и
учебно-трудовых ситуациях.
Характеристика групп обучающихся
1 группу составляют обучающиеся овладевающие программным материалом в процессе
фронтального обучения на достаточном уровне. Все задания ими, как правило,
выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении
измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя
новую работу. Умеют объяснять свои действия словами. Им доступен некоторый уровень
обобщения. Полученные знания и умения применяют на практике. При выполнении
сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь
взрослого.
2 группу составляют обучающиеся, которые испытывают трудности в процессе
фронтального обучения. Обучающиеся данной группы не в состоянии самостоятельно
сделать элементарные выводы и обобщения. При выполнении всех видов работ
нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний
в новые условия их затрудняет. Обучающиеся отличаются сниженным темпом работы,
допускают ошибки, которые могут быть исправлены с помощью. Объяснения своих
действий недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью
обобщенности.
Содержание предмета
Виды деятельности, формы работы
Тема,
раздел
Ведение.
Многообр
азие
животног
о мира.

Содержание

1 группа

2 группа

Разнообразие
животного мира.
Позвоночные и
беспозвоночные
животные, дикие и
домашние.
Значение
животных и их
охрана. Животные,
занесенные в
Красную книгу.
Места обитания
животных и
приспособленность

Форма работы
фронтальная, групповая.
Слушают рассказ учителя.
Рассматривают иллюстрации
учебника, слайды
презентации. Участвуют в
беседе по теме.
Определяют местообитание
животных. Сравнивают
разных животных по
размерам, окраске, способу
передвижения. Определяют
животных диких и домашних.
Выстраивают ответы на

Фронтальная, групповая,
индивидуальная.
Слушают рассказ учителя.
Рассматривают иллюстрации
учебника, слайды
презентации. Отвечают на
конкретные вопросы учителя
по теме с опорой на
наглядный, иллюстративный
материал.
Выбирают из предложенных
ответов правильный.
Показывают на картинках
изображения,

Беспозво
ночные
животны
е

Насеком
ые

их к условиям
жизни (форма тела,
покров, способ
передвижения,
дыхание, окраска).
Общие признаки
беспозвоночных
(отсутствие
позвоночника и
внутреннего
скелета).
Многообразие
беспозвоночных.
Внешний вид
дождевого червя,
образ жизни,
питание,
особенности
дыхания, способ
передвижения.
Роль дождевого
червя в
почвообразовании.

Многообразие
насекомых.
Различие по
внешнему виду,
местам обитания,
питанию. Бабочки.
Отличительные
признаки.
Размножение и
развитие (яйца,
гусеница, куколка).
Характеристика.
Наносимый вред.
Меры борьбы.
Тутовый
шелкопряд. Жуки.
Отличительные

вопросы. Находят
необходимую информацию в
материалах учебника.
Слушают рассказ учителя.
Рассматривают иллюстрации
учебника, слайды
презентации, живого
дождевого червя. Участвуют в
беседе по теме.
Выполняют упражнения на
узнавание и различение,
классификацию. Подбирают
обобщающие слова для групп
животных. Сравнивают
дождевого червя и аскариду,
письменно дополняют
предложения. Подписывают
части тела и органов
дождевого червя. Дополняют
текст об образе жизни
дождевого червя.
Рассказывают о значении
червей в природе и жизни
человека.
Находят необходимую
информацию в материалах
учебника.
Слушают рассказ учителя.
Участвуют в беседе по теме.
Рассматривают иллюстрации
учебника, слайды
презентации, учебные
коллекции «Насекомые».
Подписывают на рисунках
части тела и органы
насекомых. Рассказывают о
внешнем строении насекомых.
Из множества признаков
выбирают признаки,
относящиеся к насекомым.
Сравнивают между собой,
заполняют таблицу. По
рисункам определяют стадии
развития насекомых. С

соответствующие описанию.
Выполняют задания с
направляющей,
организующей помощью
учителя.
Слушают рассказ учителя.
Рассматривают иллюстрации
учебника, слайды
презентации. Отвечают на
конкретные вопросы учителя
по теме с опорой на
наглядный, иллюстративный
материал.
Выбирают из предложенных
ответов правильный.
Показывают на картинках
изображения,
соответствующие описанию.
Выполняют задания с
направляющей,
организующей помощью
учителя. Сравнивают
дождевого червя и аскариду.
Дополняют текст об образе
жизни дождевого червя.
Работают по
индивидуальным карточкам.
Слушают рассказ учителя.
Рассматривают иллюстрации
учебника, слайды
презентации. Отвечают на
конкретные вопросы учителя
по теме с опорой на
наглядный, иллюстративный
материал.
Выбирают из предложенных
ответов правильный.
Показывают на картинках
изображения,
соответствующие описанию.
Подписывают на рисунках
части тела и органы
насекомых. Выполняют
задания с направляющей,

признаки. Значение
в природе.
Размножение и
развитие.
Комнатная муха.
Характерные
особенности. Вред.
Меры борьбы.
Правила гигиены.
Медоносная пчела.
Внешнее строение.
Жизнь пчелиной
семьи.
Использование
продуктов
пчеловодства.
Муравьи.
Особенности
жизни. Правила
поведения в лесу.
Позвоноч
ные
животны
е.
Рыбы

Общие признаки
позвоночных
животных.
Наличие
позвоночника и
внутреннего
скелета. Общие
признаки рыб.
Среда обитания.
Речные и морские
рыбы. Внешнее
строение, образ
жизни, питание
(особенности
питания хищных
рыб), дыхание,
способ
передвижения.
Размножение рыб.
Рыбоводство
(разведение рыбы,
ее охрана и
рациональное
использование).
Рыболовство.

помощью слов для справок,
дополняют текст о строении и
жизни майского жука.
Подбирают названия членам
пчелиной семьи. Вставляют
недостающие слова в текст о
жизни пчелиной семьи.
Дополняют сведения о
тутовом шелкопряде. Из ряда
животных определяют
лишнее. Заполняют схему
«Значение насекомых».
Выполняют задания в тетради
в соответствии с
установленными
требованиями.
Находят необходимую
информацию в материалах
учебника.
Выполняют контрольную
работу «Насекомые».
Слушают рассказ учителя.
Участвуют в беседе по теме.
Рассматривают иллюстрации
учебника, слайды презентации
- строение рыбы.
Дополняют текст об общих
признаках рыб. Подписывают
на рисунке названия частей
тела и органов рыб.
Подписывают на рисунках
названия частей скелета,
внутренних органов рыбы.
Определяют
последовательность стадий
развития рыбы.
Классифицируют рыб на
морские и речные, заполняют
схему. Сравнивают речного
окуня и щуку, треску и сельдь,
данные заносят в таблицу.
Объясняют значение слов
рыболовство и рыбоводство.
С помощью учебника
дополняют текст об
использовании и охране рыб.

организующей помощью
учителя. Сравнивают между
собой бабочку-капустницу и
яблонную плодожорку,
заполняют таблицу. По
рисункам определяют стадии
развития насекомых.
Определяют правильную
последовательность стадий
развития насекомых.
Выполняют
индивидуальную
контрольную работу
«Насекомые».

Слушают рассказ учителя.
Рассматривают иллюстрации
учебника, слайды
презентации. Отвечают на
конкретные вопросы учителя
по теме с опорой на
наглядный, иллюстративный
материал.
Выбирают из предложенных
ответов правильный.
Показывают на картинках
изображения,
соответствующие описанию.
Выполняют задания с
направляющей,
организующей помощью
учителя. Дополняют текст об
общих признаках рыб.
Подписывают на рисунке
названия частей тела и
органов рыб. Работают по
индивидуальным карточкам.
Выполняют тест «Рыбы».

Земновод
ные

Пресмык
ающиеся

Рациональное
использование.
Общие признаки
земноводных.
Лягушка. Место
обитания, образ
жизни. Внешнее
строение, способ
передвижения.
Питание, дыхание,
размножение.
Знакомство с
многообразием
земноводных.
(жаба, тритон,
саламандра).
Особенности
внешнего вида и
образа жизни.
Значение в
природе. Черты
сходства и
различия
земноводных и
рыб.
Общие признаки
пресмыкающихся.
Внешнее строение,
питание, дыхание.
Размножение
пресмыкающихся
(цикл развития).
Ящерица прыткая.
Места обитания,
образ жизни,
особенности
питания. Змеи.
Отличительные
особенности
животных.
Сравнительная
характеристика:
гадюка, уж.
Использование
змеиного яда в
медицине.

Выполняют задания в тетради.
Выполняют тест «Рыбы».
Слушают рассказ учителя.
Участвуют в беседе по теме.
Рассматривают иллюстрации
учебника, слайды
презентации. Определяют
названия земноводных.
Определяют признаки
земноводных. Подписывают
на рисунках названия частей
тела, скелета и органов
лягушки. На рисунке
подписывают стадии развития
лягушки. Делают вывод на
основании сравнения
головастика и рыбы.
Рассказывают о значении
земноводных в природе и
жизни человека.
Выполняют задания в тетради.
Выполняют тест
«Земноводные».
Слушают рассказ учителя.
Участвуют в беседе по теме.
Рассматривают иллюстрации
учебника, слайды
презентации. С помощью слов
для справок, дополняют текст
об общих признаках
пресмыкающихся. Дополняют
схему «пресмыкающиеся». Из
набора предложений,
выбирают те, в которых даны
сведения о ящерице.
Сравнивают ящерицу и ужа,
ужа и гадюку, данные заносят
в таблицу. Письменно,
дополняют текст об
особенностях внутреннего
строения пресмыкающихся.
Выполняют тест
«Размножение
пресмыкающихся».

Слушают рассказ учителя.
Рассматривают иллюстрации
учебника, слайды
презентации. Отвечают на
конкретные вопросы учителя
по теме с опорой на
наглядный, иллюстративный
материал.
Выполняют задания с
направляющей,
организующей помощью
учителя. Определяют
названия земноводных. Из
ряда названий животных
определяют лишнее. Из
набора предложений,
выбирают те, в которых даны
сведения о лягушке. С
помощью учебника,
дополняют текст о
размножении и развитии
лягушки. Выполняют тест
«Земноводные».
Слушают рассказ учителя.
Рассматривают иллюстрации
учебника, слайды
презентации. Отвечают на
конкретные вопросы учителя
по теме с опорой на
наглядный, иллюстративный
материал.
Выбирают из предложенных
ответов правильный.
Показывают на картинках
изображения,
соответствующие описанию.
Выполняют задания с
направляющей,
организующей помощью
учителя.
С помощью слов для
справок, дополняют текст об
общих признаках
пресмыкающихся.

Черепахи,
крокодилы.
Отличительные
признаки.
Сравнительная
характеристика
пресмыкающихся и
земноводных
Птицы

Дикие птицы.
Общая
характеристика
птиц: наличие
крыльев, пуха и
перьев на теле.
Особенности
размножения.
Многообразие
птиц, среда
обитания, образ
жизни, питание,
приспособление к
среде обитания.
Птицы перелетные
и неперелетные
(зимующие,
оседлые). Птицы
леса: большой
пестрый дятел,
синица. Хищные
птицы: сова, орел.
Птицы,
кормящиеся в
воздухе: ласточка,
стриж.
Водоплавающие
птицы. Птицы,
обитающие близ
жилища человека.
Особенности
образа жизни
каждой группы
птиц. Гнездование
и забота о
потомстве. Охрана
птиц. Домашние

Рассказывают о значении
пресмыкающихся в природе и
жизни человека.
Выполняют задания в рабочей
тетради в соответствии с
установленными
требованиями.
Выполняют тест
«Пресмыкающиеся».
Слушают рассказ учителя.
Участвуют в беседе по теме.
Рассматривают иллюстрации
учебника, слайды
презентации, перья птиц.
Дополняют общую
характеристику птиц
(работают с
деформированным текстом).
Подписывают названия частей
тела птицы. Устно, описывают
внешнее строение птиц.
Подписывают на рисунке
названия органов птицы.
Подписывают на рисунке,
показывают на перьях
основные части контурного
пера птицы. Подписывают
названия частей скелета
птицы, внутренних органов
птиц; названия оболочек и
содержимого яйца птицы.
Дополняют текст о
размножении птиц.
Определяют птиц,
кормящихся в воздухе,
данные заносят в таблицу.
Дополняют текст об
особенностях строения и
образе жизни птиц леса.
Приводят характеристику
хищных птиц. Дополняют
текст об образе жизни и
внешнем строении уток.
Заполняют таблицу «Птицы,
живущие вблизи жилья
человека» с помощью текста

Письменно, дополняют текст
об особенностях внутреннего
строения пресмыкающихся.
Сравнивают
рыбу, лягушку, ящерицу.
Выполняют проверочную
работу по индивидуальным
карточкам
«Пресмыкающиеся».
Слушают рассказ учителя.
Рассматривают иллюстрации
учебника, слайды
презентации. Выполняют
задания с направляющей,
организующей помощью
учителя. Дополняют общую
характеристику птиц
(работают с
деформированным текстом).
Используя слова для справок,
на рисунке подписывают
названия внутренних органов
птиц; названия оболочек и
содержимого яйца птицы.
Дополняют текст о
размножении птиц.
Определяют птиц,
кормящихся в воздухе.
Дополняют текст об
особенностях строения и
образе жизни птиц леса,
хищных птиц, птиц пресных
водоёмов и болот.
Заполняют таблицу «Птицы,
живущие вблизи жилья
человека» с помощью текста
учебника. Решают кроссворд.
Сравнивают диких и
домашних кур, данные
заносят в таблицу.
Сравнивают домашних гусей
и домашних уток, дополняют
текст в рабочей тетради.
Используя слова для справок,
дополняют текст о
разведении домашних птиц.

Млекопи
тающие

птицы.
Особенности
внешнего
строения, питания,
размножения. Уход
за домашними
птицами. Значение
птицеводства.
Разнообразие
млекопитающих
животных. Общие
признаки
млекопитающих.
Классификация:
дикие (грызуны,
зайцеобразные,
хищные, пушные и
морские звери,
приматы) и
сельскохозяйствен
ные. Грызуны.
Общие признаки
грызунов: внешний
вид, среда
обитания, образ
жизни, питание,
размножение.
Значение грызунов
в природе.
Зайцеобразные.
Пушные звери.
Разведение на
зверофермах.
Копытные
(парнокопытные,
непарнокопытные),
внешний вид и
отличительные
особенности.
Морские
животные,
распространение и
значение.
Особенности
вскармливания
детенышей.

учебника. Решают кроссворд.
Сравнивают диких и
домашних кур, домашних
гусей и домашних уток,
дополняют текст в рабочей
тетради. Выполняют задания в
рабочей тетради.
Выполняют тест «Птицы».
Слушают рассказ учителя.
Участвуют в беседе по теме.
Рассматривают иллюстрации
учебника, слайды
презентации. Подписывают на
рисунке названия частей тела
млекопитающего. Используя
слова для справок, дополняют
текст об особенностях
внешнего строения
млекопитающих.
Подписывают на рисунках
названия частей скелета,
названия отделов нервной
системы, названия внутренних
органов млекопитающих.
Дополняют текст о головном
мозге млекопитающих. На
рисунке закрашивают камеры
сердца. Дополняют текст о
строении сердца и
кровообращении у
млекопитающих. Определяют
среди млекопитающих
грызунов. С помощью слов
для справок, дополняют
тексты о детёнышах; значении
грызунов в природе.
Определяют из ряда
животных лишнее, объясняют
почему. Определяют названия
зайцеобразных, хищных
зверей. Заполняют таблицу
«Хищные звери», «Пушные
звери» с помощью учебника.
Определяют черты сходства
ластоногих, китообразных.
Дополняют предложения о

Выполняют задания по
индивидуальным карточкам.
Выполняют тест «Птицы».

Слушают рассказ учителя.
Рассматривают иллюстрации
учебника, слайды
презентации. Выбирают из
предложенных ответов
правильный. Показывают на
картинках изображения,
соответствующие описанию.
Выполняют задания с
направляющей,
организующей помощью
учителя. Используя слова для
справок, дополняют текст об
особенностях внешнего
строения млекопитающих.
Подписывают на рисунках
названия частей скелета по
опорным карточкам.
Дополняют текст о головном
мозге млекопитающих. На
рисунке закрашивают
камеры сердца красным и
синим цветом. Дополняют
текст о строении сердца. С
помощью слов для справок,
дополняют тексты о
детёнышах белки и бобра.
Заполняют таблицу
«Хищные звери», «Пушные
звери», «Китообразные» с
помощью учебника и с
помощью учителя.
Дополняют предложения о
парнокопытных. Дополняют
с помощью учебника текст о
различиях парнокопытных в
питании. Называют
представителей приматов.

Значение
китообразных.
Приматы. Общая
характеристика.
Знакомство с
особенностями
различных групп.

парнокопытных. Называют
представителей приматов.
Отвечают на вопросы с
помощью текста учебника.
Решают кроссворд.
Выполняют задания в рабочей
тетради. Выполняют тест
«Млекопитающие».
Слушают рассказ учителя.
Сельскох Корова, овца,
Участвуют в беседе.
озяйствен свинья, лошадь.
Особенности
Определяют
ные
млекопит строения, питания. сельскохозяйственных
Корма. Некоторые млекопитающих. Сравнивают,
ающие
местные породы.
заполняют таблицу.
Фермы:
Дополняют тексты о
содержание,
содержании коров на фермах.
выращивание.
Сравнивают овцу и корову,
Значение в
заполняют таблицу.
экономике страны. Дополняют текст о
Северный олень.
верблюдах. Читают текст о
Внешний вид.
северных оленях в учебнике,
Особенности
отвечают на вопросы.
питания. Значение. Сравнивают домашнюю
Оленеводство.
свинью и дикого кабана.
Верблюд. Внешний Отвечают на вопросы о
вид. Особенности. содержании свиней.
Домашние
Заполняют таблицу
питомцы.
«Домашние лошади» с
Особенности
помощью текста учебника.
внешнего вида.
Рассказывают о значении
Породы.
сельскохозяйственных
Содержание и
млекопитающих.
уход. СанитарноВыполняют задания в тетради.
гигиенические
Находят необходимую
требования.
информацию в материалах
Заболевания и
учебника.
оказание им
Выполняют тест
первой помощи.
«Сельскохозяйственные
млекопитающие».

Отвечают на вопросы по
наводящим вопросам
учителя. Заполняют таблицу
«Группы позвоночных
животных» с помощью слов
для справок и опорных
карточек. Выполняют тест
«Млекопитающие».
Слушают рассказ учителя.
Рассматривают
иллюстрации, слайды
презентации. Отвечают на
вопросы с опорой на
наглядный, иллюстративный
материал. Выбирают из
предложенных ответов
правильный. Выполняют
задания с направляющей,
организующей помощью
учителя. Определяют
сельскохозяйственных
млекопитающих.
Сравнивают, заполняют
таблицу по опорным
карточкам. Дополняют текст
о верблюдах. Сравнивают
домашнюю свинью и дикого
кабана по наводящим
вопросам. Заполняют
таблицу «Домашние
лошади» с помощью текста
учебника и учителя.
Выполняют индивидуальный
тест «Сельскохозяйственные
млекопитающие» с помощью
опорных карточек и
иллюстраций.

Календарно - тематическое планирование
№ п/п

Название темы

Количество
часов

1 четверть

16
1

2

Ведение. Многообразие животного мира. Значение животных и их
охрана.
Беспозвоночные животные. Черви. Дождевой червь.

3

Круглые черви – паразиты человека.

1

4

Проверочная работа "Черви".

1

5

Насекомые. Внешнее строение и образ жизни насекомых.

1

6

Бабочка - капустница. Значение в природе и в жизни человека.

1

7

Яблонная плодожорка. Значение в природе и в жизни человека.

1

8

Майский жук. Внешнее строение и образ жизни.

1

9

Комнатная муха. Меры борьбы с комнатной мухой.

1

10

Медоносная пчела. Значение в народном хозяйстве.

1

11

Тутовый шелкопряд. Значение в народном хозяйстве.

1

12

Санитары леса – муравьи. Образ жизни.

1

13

Повторение и обобщение темы "Насекомые".

1

14

Контрольная работа "Насекомые".

1

15

Позвоночные животные.
Рыбы. Внешнее строение и скелет рыб.
Внутреннее строение, размножение и развитие рыб.

1

1

16

2 четверть

1

1
16

1

Речные и морские рыбы.

1

2

1

3

Рыболовство и рыбоводство. Рациональное использование и охрана
рыб.
Проверочная работа "Рыбы".

4

Земноводные. Среда обитания и внешнее строение лягушки.

1

5

Внутреннее строение земноводных.

1

6

Размножение и развитие лягушки.

1

7

Многообразие и значение земноводных.

1

8

Пресмыкающиеся. Среда обитания и внешнее строение
пресмыкающихся.
Внутреннее строение, размножение и развитие пресмыкающихся.

1

1

11

Многообразие и значение пресмыкающихся. Проверочная работа
"Земноводные и пресмыкающиеся".
Птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц.

12

Особенности скелета птиц.

1

13

Особенности внутреннего строения птиц.

1

14

Размножение и развитие птиц.

1

9
10

1

1

1

15

Контрольная работа "Птицы".

1

16

Птицы, кормящиеся в воздухе.

1

3 четверть

22

1

Птицы леса. Хищные птицы.

1

2

Птицы пресных водоёмов и болот.

1

3

Птицы пресных водоёмов и болот.

1

4

Птицы, обитающие вблизи жилья человека.

1

5

Многообразие и значение птиц.

1

6

Домашние куры.

1

7

Домашние утки и гуси. Птицеводство.

1

8

Повторение и обобщение темы "Птицы". Проверочная работа.

1

9

Млекопитающие. Особенности внешнего строения млекопитающих.

1

10

Особенности скелета и нервной системы млекопитающих.

1

11

Внутренние органы млекопитающих.

1

12

Грызуны. Значение грызунов в природе и жизни человека.

1

13

Зайцеобразные. Разведение домашних кроликов.

1

14

Хищные звери. Дикие пушные хищные звери.

1

15

Разведение норки на зверофермах.

1

16

Домашние хищные звери.

1

17

Ластоногие. Особенности строения.

1

18

Китообразные. Среда обитания.

1

19

Парнокопытные. Значение в жизни человека.

1

20

1

21

Непарнокопытные. Особенности строения. Значение в жизни
человека.
Контрольная работа "Млекопитающие".

22

Приматы. Человекообразные обезьяны.

1

4 четверть

1
14

1

Сельскохозяйственные млекопитающие. Корова.

1

2
3
4
5

Содержание коров на фермах. Выращивание телят.
Овцы. Особенности строения.
Содержание овец и выращивание ягнят.
Верблюды. Значение в жизни человека.

1
1
1
1

6
7
8
9

Северные олени. Домашние и дикие олени.
Домашние свиньи. Содержание свиней на фермах.
Выращивание поросят.
Домашние лошади. Породы лошадей.

1
1
1
1

10
11
12
13
14

Содержание лошадей и выращивание жеребят.
Повторение и обобщение темы "Млекопитающие".
Повторение и обобщение пройденного материала за год.
Годовая контрольная работа "Животные".
Урок – викторина «Удивительные животные».
Всего за год

1
1
1
1
1
68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».