Рабочая программа по учебному предмету Биология 9а, 9в класс

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
государственное бюджетное образовательное учреждение Свердловской области
"Екатеринбургская школа № 3, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы"

Утверждено
приказом директора школы
№……от…………………..

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
БИОЛОГИЯ
для обучающихся 9а, 9в класса
(АООП вариант 1)

Составитель:
Королькова Людмила Владимировна,
учитель

Екатеринбург – 2023
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» образовательной области
"Естествознание» для обучающихся 9 класса составлена в соответствии с нормативноправовыми документами: https://ekb3.uralschool.ru/sveden/education
В 9 классе курс биологии, посвященный изучению живой природы, представлен
разделом "Человек". Обучающиеся знакомятся со строением клеток и тканей организма.
Изучают органы и системы органов человека. Осваивают принципы системы учреждений
здравоохранения в Российской Федерации.
За счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала в
программу включены темы, связанные с сохранением здоровья человека. Обучающиеся
знакомятся с распространенными заболеваниями, узнают о мерах оказания доврачебной
помощи.
Человек рассматривается как биосоциальное существо. Основные системы органов
человека предлагается изучать, опираясь на сравнительный анализ жизненных функций
важнейших групп растительных и животных организмов (питание и пищеварение,
дыхание, перемещение веществ, выделение, размножение). Это позволит обучающимся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) воспринимать человека как
часть живой природы.
Программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и
практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий - все это даст
возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и
повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию
обучающихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.
Основная цель изучения биологии: формирование элементарных научных
представлений о компонентах живой природы, строении организма человека и его
здоровье; обучение практическому применению биологических знаний.
Основные задачи изучения биологии:
1) познакомить со строением клеток и тканей организма, органами и системами
органов человека, их строении и функции;
2) формировать представления о здоровом образе жизни человека, показать
практическое применение биологических знаний;
3) вырабатывать умения ухода за своим организмом, использовать полученные
знания для решения бытовых, медицинских и экологических проблем;
4) развивать и корригировать познавательную деятельность, учить анализировать,
сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям,
понимать причинно-следственные зависимости;
5) расширять лексический запас, развивать связную речь;

6) формировать навыки правильного поведения в природе, способствовать
экологическому,
эстетическому,
физическому,
санитарно-гигиеническому,
половому воспитанию, помочь усвоить правила здорового образа жизни;
Проведение учебных занятии в 9 классе по предмету «Биология» на 2023-2024
учебный год определяется учебным планом и предусматривает 68 часов в год, 2 часа в
неделю. Изучение предмета рассчитано на 34 учебные недели.
Программа составлена с учетом общих закономерностей развития обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и специфических
особенностей обучающихся 9а и 9в класса. В основу разработки программы заложены
дифференцированный и деятельностный подходы.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования - введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Планируемые личностные результаты изучения учебного курса:
-

-

осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными
коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных
технологий для коммуникации;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной
организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на
мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к
чувствам других людей;

-

сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.

По результатам комплексной педагогической диагностики возможностей
обучающихся 9а и 9в класса, закрепленных в протоколах ППк, определены три
микрогруппы обучающихся с разными образовательными потребностями в 9а классе и две
в 9в классе.
Основой дифференциации служат возможности достижения достаточного или
минимального уровня усвоения планируемых результатов обучения (1 и 2 группа
соответственно). У обучающихся, не усваивающих минимальный уровень (уровень ниже
минимального) предметные результаты фиксируются индивидуально (3 группа).
№ п/п

Дифференцированные группы обучающихся, 9а класс
№ п/п
1 группа
2 группа

1

Абубакр

1

Айсел

2

Павел

2

Илья

3

Диана

3

Диана

4

Роман

5

Карим

6

Анастасия

7

Егор

8

Анна

№ п/п

№
п/п
1

Дифференцированные группы обучающихся, 9в класс
№ п/п
1 группа

1

Александра

1

Георгий

2

Евгения

2

Андрей

3

Степан

3

Арина

4

Оксана

5

Олеся

6

Никита

7

Светлана

3 группа
Роман

2 группа

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета "Биология".
Предметные результаты представлены 2 уровнями овладения: минимальным и
достаточным.

достаточный уровень

минимальный уровень

- представление об объектах живой природы –
организме человека;
- осознание основных взаимосвязей между
природными компонентами, природой и
человеком;
- установление взаимосвязи между средой
обитания и внешним видом объекта (единство
формы и функции);
- узнавание изученных природных объектов по
внешнему виду (натуральные объекты,
муляжи, слайды, рисунки, схемы);
- знание названий, элементарных функций и
расположения основных органов в организме
человека;
- знание правил здорового образа жизни и
безопасного поведения, использование их для
объяснения новых ситуаций;
- знание названий, элементарных функций и
расположения основных органов в организме
человека;
- знание способов самонаблюдения, описание
особенностей своего состояния, самочувствия,
знание основных показателей своего
организма (группа крови, состояние зрения,
слуха, норму температуры тела, кровяного
давления);
- выполнение практических работ
самостоятельно или при предварительной
(ориентировочной) помощи педагогического
работника (измерение температуры тела,
оказание доврачебной помощи при вывихах,
порезах, кровотечении, ожогах);
- владение сформированными знаниями и
умениями в учебных, учебнобытовых и
учебно-трудовых ситуациях.

- представление об объектах и явлениях живой
природы - организме человека;
- узнавание и различение изученных объектов
в окружающем мире, моделях, фотографиях,
рисунках;
- знание правил поведения в природе, техники
безопасности, здорового образа жизни в
объеме программы;
- выполнение совместно с учителем
практических работ, предусмотренных
программой;
- описание особенностей состояния своего
организма;
- знание названий специализации врачей;
- применение полученных знаний и
сформированных умений в бытовых ситуациях
(измерение температуры тела, правила первой
доврачебной помощи).

Планируемые результаты обучающихся, не усваивающих минимальный уровень – 3
группа
Предметные планируемые результаты

Личностные планируемые результаты

Уровень ниже минимального
- представление об объектах и явлениях
- осознание себя как ученика школы;

живой природы - организме человека;
- узнавание и различение изученных объектов
в окружающем мире, моделях, фотографиях,
рисунках с помощью учителя;
– соблюдение правил поведения в природе,
техники безопасности, здорового образа жизни
при контролирующей помощи учителя;
- выполнение совместно с учителем
практических работ, предусмотренных
программой;
- описание особенностей состояния своего
организма с помощью опорных карточек;
- применение полученных знаний в бытовых
ситуациях при контролирующей помощи
учителя (измерение температуры тела, правила
первой доврачебной помощи).

сформированность адекватных представлений
о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в
окружающей среде;
- овладение социально-бытовыми навыками с
контролирующей
помощью
взрослых,
используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и
принятыми
нормами
социального
взаимодействия (ответы на вопросы);
- сформированность навыков сотрудничества с
взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
- сформированность установки на безопасный,
здоровый образ жизни, бережному отношению
к материальным ценностям.

Характеристика групп обучающихся
1 группу составляют обучающиеся овладевающие программным материалом в процессе
фронтального обучения на достаточном уровне. Все задания ими, как правило,
выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении
измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя
новую работу. Умеют объяснять свои действия словами. Им доступен некоторый уровень
обобщения. Полученные знания и умения применяют на практике. При выполнении
сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь
взрослого.
2 группу составляют обучающиеся, которые испытывают трудности в процессе
фронтального обучения. Обучающиеся данной группы не в состоянии самостоятельно
сделать элементарные выводы и обобщения. При выполнении всех видов работ
нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний
в новые условия их затрудняет. Обучающиеся отличаются сниженным темпом работы,
допускают ошибки, которые могут быть исправлены с помощью. Объяснения своих
действий недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью
обобщенности.
3 группу составляют обучающиеся, которые не усваивают программный материал на
минимальном уровне, нуждаются в разнообразных видах помощи (словесно-логической,
наглядной и предметно-практической). Для данной группы обучающихся характерно
недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические
сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую
связь частей, отделить второстепенное, не усваивают материал во время фронтальных

занятий,
нуждаются
в
дополнительном
объяснении.
Характерна
низкая
самостоятельность. Темп усвоения материала значительно ниже сверстников. Нуждаются
в значительной контролирующей помощи. Деятельность обучающихся 3 группы
необходимо постоянно организовывать.
Содержание предмета
Виды деятельности, формы работы
Тема,
раздел

Содержание

Общее
знакомство с
организмом
человека.
Краткие
сведения о
клетке и тканях
человека.
Основные
системы органов
человека.
Органы опоры и
движения,
дыхания,
кровообращения
, пищеварения,
выделения,
размножения,
нервная
система, органы
чувств.
Расположение
внутренних
органов в теле
человека.
Скелет
человека.
Опорно двигатель Значение
опорных систем.
ная
Значение
система
скелета
человека.
Развитие и рост
костей.
Основные части
скелета. Череп.
Введение.
Общий
обзор
строения
организм
а
человека

1 группа

2 группа

3 группа

Форма работы
фронтальная, групповая.
Слушают рассказ учителя.
Участвуют в беседе по
теме. Рассматривают
иллюстрации учебника,
слайды презентации.
Находят признаки
сходства человека и
других млекопитающих.
Подписывают рисунок
«Части клетки».
Дополняют схему «Ткани
организма человека».
Работают с текстом
учебника, дополняют
таблицу «Ткани организма
человека». Дополняют
таблицу «Органы.
Системы органов».
Определяют органы,
входящие в определённые
системы органов.

Фронтальная,
групповая,
индивидуальная.
Слушают учителя,
отвечают на
конкретные
вопросы учителя
по теме с опорой
на наглядный,
иллюстративный
материал.
Выбирают из
предложенных
ответов
правильный.
Показывают на
картинках
изображения,
соответствующие
описанию.
Выполняют
задания с
помощью
учителя.

Слушают рассказ учителя.
Рассматривают
иллюстрации учебника,
слайды презентации,
скелет человека.
Участвуют в беседе по
теме.
Показывают, называют на
скелете его части.
Подписывают части
скелета на рисунках.

Слушают рассказ
учителя.
Выбирают из
предложенных
ответов
правильный.
Показывают на
картинках
изображения,
соответствующие
описанию.

Индивидуальн
ая.
Слушают
учителя.
Сосредотачив
ают внимание.
Фиксируют
взгляд,
выполняют
инструкции.
Показывают
на картинках
изображения,
соответствую
щие
описанию.
Отвечают на
конкретные
вопросы.
Выполняют
индивидуальн
ые задания по
теме со
значительной
помощью .
Слушают
учителя.
Сосредотачив
ают внимание.
Фиксируют
взгляд,
выполняют
инструкции.
Показывают
на картинках
изображения,

Скелет
туловища.
Строение
позвоночника.
Меры
предупреждения
искривления
позвоночника.
Соединения
костей.
Растяжение
связок, вывих
сустава,
перелом костей.
Первая
доврачебная
помощь при
этих травмах.
Мышцы.
Движение важнейшая
особенность.
Основные
группы мышц.
Влияние
физкультуры и
спорта на
формирование и
развитие мышц.

Рассматривают на скелете
типы соединения костей.
Дополняют схему «Отделы
скелета головы человека».
На рисунке подписывают
названия костей черепа. На
скелете показывают и
называют отделы скелета
туловища. На рисунках
подписывают названия
костей верхней и нижней
конечности. Определяют
мышцам место их
расположения в организме
человека.Проводят опыты,
выясняя как быстро, при
каких условиях
утомляются мышцы.
Решают кроссворд
«Предупреждение
искривления
позвоночника».
Рассказывают о причинах
плоскостопия; роли
физических упражнений в
формировании опорнодвигательной системы.
Выполняют тест «Опорнодвигательная система».

Подписывают
части скелета на
рисунках
используя слова
для справок.
Рассматривают на
скелете типы
соединения
костей.
Заполняют
пропуски в схемах
«Скелет верхней
конечности»,
«Скелет нижней
конечности»,
«Повреждения
опорнодвигательной
системы»,
«Основные
группы мышц
человека».
Выполняют
задания по
опорным
карточкам.
Выполняют
задания с
помощью
учителя.
Слушают рассказ учителя. Слушают рассказ
Кровеносн
Участвуют в беседе по
учителя.
Кровь и
ая
система
теме. Рассматривают
Отвечают на
кровообр
человека. Кровь, иллюстрации учебника,
конкретные
ащение.
ее
состав
и
слайды презентации, макет вопросы учителя
Сердечно«Строение сердца»,
по теме с опорой
сосудиста значение.
Сосуды.
Сердце.
микропрепарат «Кровь»
на наглядный,
я система
Работа сердца.
под микроскопом.
иллюстративный
Пульс. Кровяное Рассказывают о значении
материал.
давление.
крови, органов
Выбирают из
Движение крови кровеносной системы в
предложенных
по сосудам.
жизни человека.
ответов
Группы крови.
Соотносят вещества,
правильный.
Заболевания
входящие в состав крови с Заполняют
сердца.Профила их признаками. Решают
пропуски в схеме
ктика сердечно- кроссворд. Соотносят
«Состав крови».
сосудистых

соответствую
щие
описанию.
Отвечают на
конкретные
вопросы.
Выполняют
индивидуальн
ые задания по
теме со
значительной
помощью .

Слушают
учителя.
Сосредотачив
ают внимание.
Фиксируют
взгляд,
выполняют
инструкции.
Показывают
на картинках
изображения,
соответствую
щие
описанию.
Отвечают на
конкретные

заболеваний.
Вредное
влияние
никотина,
спиртных
напитков,
наркотических
средств на
сердечно сосудистую
систему. Первая
помощь при
кровотечении.
Демонстрация
примеров
первой
доврачебной
помощи при
кровотечении.

Дыхатель
ная
система

Органы
дыхания
человека:
носовая и
ротовая
полости,
гортань, трахея,
бронхи, легкие.
Состав
вдыхаемого и
выдыхаемого
воздуха.
Газообмен в
легких и тканях.
Гигиена
дыхания.
Необходимость

название кровеносного
сосуда с его
характеристикой.
Подписывают на рисунке
отделы сердца.
Подсчитывают частоту
пульса.Рассказывают о
большом и малом кругах
кровообращения,
используя схемы.
Заполняют таблицу
«Оказание первой
медицинской помощи при
кровотечениях».
Определяют
последовательность
действий при оказании
первой медицинской
помощи при кровотечении.
Выполняют задания в
тетради.
Находят необходимую
информацию в материалах
учебника.
Выполняют тест "Кровь и
кровообращение.
Сердечно-сосудистая
система"

Показывают,
называют отделы
сердца на схеме.
Определяют
местоположение
органов
кровообращения в
организме
человека.
Дополняют схему
«Круги
кровообращения»,
«Здоровое
сердце». По
рисункам
определяют вид
кровотечения.
Выполняют
задания с
помощью
учителя.
Выполняют тест
"Кровь и
кровообращение.
Сердечнососудистая
система" с
помощью таблиц,
карточек.
Слушают рассказ учителя. Слушают рассказ
Рассматривают
учителя.
иллюстрации учебника,
Отвечают на
слайды презентации, макет конкретные
гортани, барельеф
вопросы учителя
«Строение лёгких».
по теме с опорой
Участвуют в беседе по
на наглядный,
теме. Отгадывают загадки, иллюстративный
разгадывают ребусы.
материал.
Рассказывают о значении
Выбирают из
дыхания, органов дыхания предложенных
в жизни человека.
ответов
Определяют
правильный.
местоположение органов
Показывают на
дыхания в организме
картинках
человека.Определяют
изображения,
последовательность
соответствующие

вопросы.
Выполняют
индивидуальн
ые задания по
теме со
значительной
помощью .

Слушают
учителя.
Сосредотачив
ают внимание.
Фиксируют
взгляд,
выполняют
инструкции.
Показывают
на картинках
изображения,
соответствую
щие
описанию.
Отвечают на
конкретные
вопросы.

чистого воздуха
для дыхания.
Передача
болезней через
воздух (пыль,
кашель,
чихание).
Болезни органов
дыхания и их
предупреждение
. Влияние
никотина на
органы дыхания.
Гигиенические
требования к
составу воздуха
в жилых
помещениях.
Загрязнение
атмосферы.

Пищевар
ительная
система

органов дыхания, по
которым воздух проходит
при вдохе и выдохе.
Решают кроссворд.
Показывают, называют
органы дыхания на схеме.
Подписывают названия
органов дыхания на
рисунке.
Заполняют таблицу,
пользуясь текстом
учебника. Измеряют
сантиметром окружность
грудной клетки во время
вдоха и выдоха.
Определяют на сколько
сантиметров меняется
окружность грудной
клетки. Из перечня
болезней человека
определяют болезни
органов дыхания.
Выбирают факторы,
которые отрицательно
влияют на состояние
органов дыхания.
Выполняют задания в
тетради.
Слушают рассказ учителя.
Значение
Рассматривают
питания для
иллюстрации учебника,
человека.
слайды презентации,
Состав пищи:
макеты «Челюсть»,
белки, жиры,
«Строение зуба»,
углеводы, вода, «Желудок». Участвуют в
минеральные
беседе по теме.
соли. Витамины. Отгадывают загадки,
Значение
решают кроссворды.
овощей и
Классифицируют
фруктов.
продукты растительного и
Авитаминоз.
животного
Органы
происхождения.
пищеварения.
Определяют продукты
Здоровые зубы - богатые белками, жирами,
здоровое тело
углеводами. Определяют
(строение и
продукты богатые
значение зубов,

описанию.
Наблюдают за
движениями своей
грудной клетки во
время вдоха,
выдоха.
Рисуют знаки
«Охрана воздуха».
По рисункам
определяют, где
воздух насыщен
кислородом, а где
вредными
примесями.
Используя слова
для справок
заполняют
таблицу «Болезни
органов
дыхания».
Выполняют
задания с
помощью
учителя.

Выполняют
индивидуальн
ые задания по
теме со
значительной
помощью .

Слушают рассказ
учителя.
Дополняют
определение, что
такое питание.
Дополняют
таблицу
«Витамины». На
рисунках, схемах
называют,
показывают
органы
пищеварения.
Подписывают на
рисунке органы
пищеварения.
Соотносят орган
пищеварения и

Слушают
учителя.
Сосредотачив
ают внимание.
Фиксируют
взгляд,
выполняют
инструкции.
Показывают
на картинках
изображения,
соответствую
щие
описанию.
Отвечают на
конкретные
вопросы.
Выбирают из

уход, лечение).
Значение
пережевывания
пищи.
Отделение
слюны.
Изменение
пищи во рту под
действием
слюны.
Изменение
пищи в желудке.
Пищеварение в
кишечнике.
Гигиена
питания.
Заболевания
пищеварительно
й системы.
Причины и
признаки
пищевых
отравлений.
Влияние
вредных
привычек на
пищеварительну
ю систему.
Доврачебная
помощь.

Роль выделения
в процессе
Мочевыд жизнедеятельно
елительна сти организмов.
я система Органы
образования и
выделения
мочи. Внешний
вид почек, их
расположение в
организме

витаминами А, В, С, D.
Рассказывают о значении
питания, пищеварительной
системы в жизни человека.
Определяют
местоположение органов
пищеварения в организме
человека. Определяют
последовательность
прохождения пищи по
пищеварительному тракту.
Заполняют таблицу
«Зубы». Читают
стихотворение «О режиме
питания». Составляют своё
меню на день. Называют
названия болезней зубов,
дёсен, ротовой полости.
Определяют продукты,
которые могут вызвать
заболевания органов
пищеварения. Называют
правила предупреждения и
профилактики
инфекционных и глистных
поражений. Из списка
болезней определяют
болезни органов
пищеварительной
системы.
Выполняют задания в
рабочей тетради.
Выполняют тест
«Пищеварительная
система».
Слушают рассказ учителя.
Рассматривают
иллюстрации учебника,
слайды презентации.
Участвуют в беседе по
теме. Рассказывают о
значении выделения,
мочевыделительной
системы в жизни человека.
Определяют
местоположение в

функцию,
которую он
выполняет.
Показывают,
называют на
макетах виды
зубов, части зуба.
Дополняют
предложения об
изменении пищи в
желудке,
кишечнике.
Выбирают
предметы,
необходимые для
ухода за зубами.
Определяют
последовательнос
ть действий при
чистке зубов.
Дополняют
таблицу «Болезни
органов
пищеварения».
Заполняют
пропуски в схеме
«Пищевые
отравления».
Выполняют
задания с
помощью
учителя, тест
«Пищеварительна
я система».

предложенных
ответов
правильный.
Выполняют
индивидуальн
ые задания по
теме со
значительной
помощью .

Слушают рассказ
учителя.
Отвечают на
конкретные
вопросы учителя
по теме с опорой
на наглядный,
иллюстративный
материал.
Выбирают из
предложенных

Слушают
учителя.
Сосредотачив
ают внимание.
Фиксируют
взгляд,
выполняют
инструкции.
Показывают
на картинках
изображения,

человека.
Предупреждени
е почечных
заболеваний.
Практические
работы.
Зарисовка почки
в разрезе.
Простейшее
чтение с
помощью
педагогического
работника
результатов
анализа мочи
(цвет,
прозрачность,
сахар).
Кожа

организме человека почек.
Подписывают на рисунке
органы
мочевыделительной
системы. Называют
правила предупреждения
почечных заболеваний.
Выполняют задания в
рабочей тетради в
соответствии с
установленными
требованиями.
Находят необходимую
информацию в материалах
учебника.
Проявляют желание
рассказать о предмете
изучения.
Слушают рассказ учителя.
Значение
Рассматривают
кожи для
иллюстрации учебника,
защиты,
слайды презентации.
осязания,
Рассказывают о значении
выделения пота кожи в жизни человека, её
и жира,
функциях в организме.
терморегуляции. Подписывают части кожи
Производные
на рисунке. Показывают,
кожи: волосы,
называют части кожи на
ногти.Закаливан схеме. Рассказывают о
ие организма.
правилах ухода за кожей.
Оказание
Определяют предметы,
первой помощи необходимые для ухода за
при тепловом и
кожей. Рассказывают по
солнечном
таблице о строении ногтя,
ударах,
волоса. Рассказывают о
термических и
правилах ухода за
химических
волосами и ногтями.
ожогах,
Определяют способы
обморожении,
закаливания организма.
поражении
Называют признаки
электрическим
теплового, солнечного
током. Кожные
удара. Определяют
заболевания и
последовательность
их
действий при оказании
профилактика.
первой помощи при
Гигиена кожи.
солнечном ударе.
Угри и причины

ответов
правильный.
Показывают на
картинках
изображения,
соответствующие
описанию.
Выполняют
задания с
помощью
учителя. Учатся
находить
необходимую
информацию в
материалах
учебника.

соответствую
щие
описанию.
Отвечают на
конкретные
вопросы.
Выполняют
индивидуальн
ые задания по
теме со
значительной
помощью .

Слушают рассказ
учителя.
Отвечают на
конкретные
вопросы учителя
по теме с опорой
на наглядный,
иллюстративный
материал.
Выбирают из
предложенных
ответов
правильный.
Показывают на
картинках
изображения,
соответствующие
описанию.
Выполняют
задания с
помощью
учителя. Учатся
находить
необходимую
информацию в
материалах
учебника.
Выполняют тест

Слушают
учителя.
Сосредотачив
ают внимание.
Фиксируют
взгляд,
выполняют
инструкции.
Показывают
на картинках
изображения,
соответствую
щие
описанию.
Отвечают на
конкретные
вопросы.
Выполняют
индивидуальн
ые задания по
теме со
значительной
помощью .

их появления.
Гигиеническая и
декоративная
косметика. Уход
за волосами и
ногтями.
Гигиенические
требования к
одежде и обуви.
Практическая
работа.
Нервная
система

Значение и
строение
нервной
системы
(спинной
и
головной мозг,
нервы). Гигиена
умственного и
физического
труда.
Режим
дня.
Сон
и
значение.
Сновидения.
Гигиена
сна.
Предупреждени
е
перегрузок,
чередование
труда и отдыха.
Отрицательное
влияние
алкоголя,
никотина,
наркотических
веществ
на
нервную
систему.
Заболевания
нервной
системы
(менингит,
энцефалит,
радикулит,
невралгия).
Профилактика
травматизма и

Определяют признаки
обморожения.
Рассказывают о видах
первой помощи при
обморожении, ожогах.
Выполняют задания в
рабочей тетради.
Находят необходимую
информацию в материалах
учебника.
Выполняют тест «Кожа».
Слушают рассказ учителя.
Рассматривают
иллюстрации учебника,
слайды презентации, макет
«Головной мозг человека».
Рассказывают о значении
нервной системы в жизни
человека. Называют
органы нервной системы,
определяют
местоположение органов в
организме. По
характеристике
определяют название
части головного мозга.
Определяют
последовательность этапов
при прохождении
возбуждения при касании
горячего предмета от
участков тела в мозг.
Дополняют схему
«Значение нервной
системы». Рассказывают,
что нужно делать для
сохранения
работоспособности
организма.Рассказывают о
вредных привычках,
которые разрушают
нервную систему.
Называют врача, который
помогает избавиться от
вредных привычек.
Выполняют задания в

«Кожа».

Слушают рассказ
учителя.
Отвечают на
конкретные
вопросы учителя
по теме с опорой
на наглядный,
иллюстративный
материал.
Выбирают из
предложенных
ответов
правильный.
Показывают на
картинках
изображения,
соответствующие
описанию.
Дополняют схему
«Нервная
система».
Подписывают
органы нервной
системы на
рисунке. Делают
выбор ответов на
вопрос: «Что
необходимо для
хорошего сна?».
Вставляют
пропущенные
слова в текст
«Сон».
Выполняют
задания с

Слушают
учителя.
Сосредотачив
ают внимание.
Фиксируют
взгляд,
выполняют
инструкции.
Показывают
на картинках
изображения,
соответствую
щие
описанию.
Отвечают на
конкретные
вопросы.
Выполняют
индивидуальн
ые задания по
теме со
значительной
помощью .

заболеваний
нервной
системы.
Демонстрация
модели
головного мозга.

Органы
чувств

рабочей тетради в
соответствии с
установленными
требованиями.
Находят необходимую
информацию в материалах
учебника.
Выполняют тест «Нервная
система».
Слушают рассказ учителя.
Орган
Участвуют в беседе по
зрения человека. теме. Рассматривают
Строение,
иллюстрации учебника,
функции и
слайды презентации, макет
значение.
«Строение глаза», «Ухо».
Болезни органов Определяют роль органов
зрения, их
чувств в жизни человека.
профилактика.
На рисунке подписывают
Гигиена зрения. строение глаза.
Первая помощь Показывают, называют
при
части глаза на
повреждении
иллюстрациях. Находят
глаз. Орган
соответствие часть глаза –
слуха человека. функция. Определяют
Строение и
последовательность этапов
значение.
передачи изображения
Заболевания
через орган зрения. Дают
органа слуха,
определения понятиям
предупреждение «близорукость»,
нарушений
«дальнозоркость».
слуха. Гигиена.
Рассказывают правила
Органы
гигиены зрения.
осязания,
Называют, показывают
обоняния, вкуса отделы органа слуха.
(слизистая
Подписывают на рисунке
оболочка языка части органа слуха.
и полости носа, Определяют
кожная
последовательность этапов
чувствительност прохождения звука по
ь: болевая,
органу слуха.
температурная и Рассказывают о правилах
тактильная).
гигиены слуха.
Расположение и Рассказывают о значении
значение этих
органов обоняния, вкуса.
органов. Охрана Выполняют задания в
всех органов
рабочей тетради.
чувств.

помощью
учителя.
Выполняют тест
«Нервная
система».

Слушают рассказ
учителя.
Отвечают на
конкретные
вопросы учителя
по теме с опорой
на наглядный,
иллюстративный
материал.
Выбирают из
предложенных
ответов
правильный.
Показывают на
картинках
изображения,
соответствующие
описанию.
Выполняют
задания с
помощью
учителя. Учатся
находить
необходимую
информацию в
материалах
учебника.

Слушают
учителя.
Сосредотачив
ают внимание.
Фиксируют
взгляд,
выполняют
инструкции.
Показывают
на картинках
изображения,
соответствую
щие
описанию.
Отвечают на
конкретные
вопросы.
Выполняют
индивидуальн
ые задания по
теме со
значительной
помощью .

Охрана
здоровья
человека
в РФ

Демонстрация
муляжей глаза и
уха.

Находят необходимую
информацию в материалах
учебника.

Гигиенические
правила и
нормы.
Особенности
мужского и
женского
организма.
Система органов
размножения
человека.
Половые железы
и половые
клетки. Рост и
развитие
обучающегося.
Последствия
ранних половых
связей, вред
ранней
беременности.
Венерические

Слушают рассказ учителя.
Участвуют в беседе по
теме. Рассматривают
иллюстрации учебника,
слайды презентации.
Пользуясь текстом
учебника, перечисляют
факторы, влияющие на
состояние здоровья
человека. Заполняют схему
«Учреждения
здравоохранения».
Выполняют задания в
рабочей тетради в
соответствии с
установленными
требованиями.
Находят необходимую
информацию в материалах
учебника.
Проявляют желание

Слушают рассказ
учителя.
Отвечают на
конкретные
вопросы учителя
по теме с опорой
на наглядный,
иллюстративный
материал.
Выбирают из
предложенных
ответов
правильный.
Показывают на
картинках
изображения,
соответствующие
описанию.
Выполняют
задания с
помощью

Слушают
учителя.
Сосредотачив
ают внимание.
Фиксируют
взгляд,
выполняют
инструкции.
Показывают
на картинках
изображения,
соответствую
щие
описанию.
Отвечают на
конкретные
вопросы.
Выполняют
индивидуальн
ые задания по
теме со

заболевания.
СПИД. Их
профилактика.

рассказать о предмете
изучения.

учителя.

значительной
помощью .

Календарно - тематическое планирование
№ п/п

Название темы
1 четверть

Количество
часов
16

1

Введение. Место человека среди млекопитающих.

1

2

Общий обзор организма человека. Строение клеток и тканей
организма.
Органы и системы органов человека. Проверочная работа.

1

1

5

Опорно - двигательная система. Скелет человека. Его значение.
Основные части скелета.
Состав и строение костей.

6

Соединение костей.

1

7

Череп. Мозговой и лицевой отдел.

1

8

Скелет туловища.

1

9

Скелет верхних и нижних конечностей.

1

10

1

11

Первая помощь при растяжении связок, переломах костей, вывихах
суставов.
Значение и строение мышц.

12

Основные группы мышц и их функции.

1

13

Работа мышц. Физическое утомление.

1

14

1

15

Предупреждение искривления позвоночника. Плоскостопие. Значение
физических упражнений.
Контрольная работа "Опорно - двигательная система".

16

Кровь и кровообращение. Значение крови и кровообращения.

1

2 четверть

16

3
4

1

1

1

1

1

Сердечно-сосудистая система. Состав крови.

1

2

Органы кровообращения. Кровеносные сосуды.

1

3

Сердце и его работа.

1

4

Большой и малый круги кровообращения.

1

5

Сердечно-сосудистые заболевания и их предупреждение.

1

6

Первая помощь при кровотечениях.

1

7

Проверочная работа "Кровь и кровообращение".

1

8
9

Дыхательная система. Органы дыхания.
Газообмен в легких и тканях.

1
1

10

Гигиена дыхания.

1

11

Болезни органов дыхания и их предупреждение.

1

12

Повторение. Контрольная работа "Дыхательная система".

1

13

1

14

Пищеварительная система. Значение питания. Питательные
вещества.
Витамины. Значение витаминов для организма человека.

15

Органы пищеварения. Ротовая полость. Зубы.

1

16

Изменение пищи в желудке.
3 четверть

1
22

1

Изменение пищи в кишечнике. Печень.

1

2

Гигиена питания.

1

3

Уход за зубами и ротовой полостью.

1

4

Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний.

1

5

Предупреждение инфекционных заболеваний и глистных поражений.

1

6

Пищевые отравления. Причины отравлений.

1

7

Повторение. Проверочная работа "Пищеварительная система".

1

8

Мочевыделительная система. Почки - органы выделения.

1

9

Предупреждение почечных заболеваний.

1

10

Кожа. Функции кожи в жизни человека. Уход за кожей.

1

11

Волосы и ногти. Уход за волосами и ногтями.

1

12

Закаливание организма.

1

13

Первая помощь при тепловых и солнечных ударах.

1

14

Первая помощь при ожогах и обморожении.

1

15

Повторение. Проверочная работа "Кожа".

1

16

Нервная система. Головной и спинной мозг.

1

17

Нервы. Значение нервной системы.

1

18

Режим дня, гигиена труда.

1

19

Сон и его значение.

1

20
21

Вредное влияние спиртных напитков и курения на нервную систему.
Контрольная работа "Нервная система".

1
1

22

Органы чувств. Орган зрения.

1

4 четверть
1

Гигиена зрения.

1

14
1

2
3
4
5

Орган слуха. Строение среднего уха.
Гигиена слуха.
Орган обоняния.
Орган вкуса. Вкусовые зоны языка.

1
1
1
1

6
7
8

Повторение темы "Органы чувств".
Проверочная работа "Органы чувств".
Охрана здоровья человека в Российской Федерации. Здоровый
образ жизни.
Гигиенические правила и нормы.
Система учреждений здравоохранения в Российской Федерации.
Повторение и обобщение пройденного материала за год.
Годовая контрольная работа "Системы органов человека".
Система медицинского страхования в России.
Урок - викторина «Человек».
Всего за год

1
1
1

9
10
11
12
13
14

1
1
1
1
1
1
68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».