Учебный план ГБОУ СО "Екатеринбургская школа № 3" на 2023-2024 учебный год

УТВЕРЖДАЮ:
директор ГБОУ СО
«Екатеринбургская школа № 3»
Аксёнова М.В.
приказ № 97-од
от «01» сентября 2023 г.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
на 2023-2024 учебный год

Пояснительная записка к учебному плану для обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
вариант I
Учебный план ГБОУ СО «Екатеринбургская школа №3» (далее - Учебный план),
реализующей ФАООП УО (вариант 1), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный
объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных
областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным
предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного
процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Недельный учебный план представлен по этапам обучения:
1 этап - I - IV или I дополнительный;
2 этап - V - IX классы;
3 этап - X - XII классы.
Срок обучения по АООП составляет 9 - 13 лет.
Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 33 учебных недель в году в I
дополнительном и в I классе и 34 учебных недель в году со II по XII класс.
Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном
плане предусмотрены равномерно распределенные периоды учебного времени и каникул
(четверти).
Для тех обучающихся с умственной отсталостью, которые оказываются неготовыми
к школьному обучению, обучение пролонгируется на один год за счет введения
дополнительного первого класса I(I). Обучение в I(I) классе имеет диагностикопропедевтическую направленность.
В целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся устанавливается
продолжительность учебной недели – 5 дней (при соблюдении гигиенических требований
к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки согласно действующему
СанПиНу).
Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут. Продолжительность
учебных занятий в I (I) и I классе составляет 35 минут, во II- X(XI) классах – 40 минут.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом — не менее 8 недель.
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой
перемены после 3-го урока - 30 минут, между урочной и внеурочной деятельностями, после
6-го урока, продолжительность перемены составляет 20 минут.
Реализация АООП ГБОУ СО «Екатеринбургская школа №3» в части трудового
обучения осуществляется исходя из региональных условий, ориентированных на
потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей
психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов учащихся с
ограниченными возможностями здоровья и их родителей (законных представителей) на
основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку учащегося к
индивидуальной трудовой деятельности.
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей
и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в
состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую
направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей
обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического
развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая
область.
Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений.

Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам
(годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
умственной отсталостью:
- формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
- формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их
к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Учебный план включает обязательные предметные области:
Язык и речевая практика,
Математика,
Естествознание,
Человек и общество,
Искусство,
Физическая культура,
Технологии.
Основные задачи реализации содержания предметных областей.
Предметная область «Язык и речевая практика»
Учебные предметы: Русский язык, Чтение, Речевая практика.
Основные задачи реализации содержания:
Русский язык. Формирование первоначальных навыков чтения и письма в процессе
овладения грамотой. Формирование элементарных представлений о русском (родном)
языке как средстве общения и источнике получения знаний. Использование письменной
коммуникации для решения практико-ориентированных задач.
Чтение. Осознание значения чтения для решения социально значимых задач,
развития познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного, элементарных
этических представлений, понятий, чувства долга и правильных жизненных позиций.
Формирование и развитие техники чтения, осознанного чтения доступных по содержанию
и возрасту литературных текстов. Формирование коммуникативных навыков в процессе
чтения литературных произведений.
Речевая практика. Расширение представлений об окружающей действительности.
Обогащение лексической и грамматико-синтаксической сторон речи. Развитие навыков
связной устной речи. Развитие навыков устной коммуникации и их применение в
различных ситуациях общения. Ознакомление со средствами устной выразительности,
овладение нормами речевого этикета.
Предметная область «Математика»
Учебный предмет:
Математика. Основные задачи реализации содержания: Овладение началами
математики (понятием числа, вычислениями, решением арифметических задач и др.).
Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении
соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры
измерения пространства, времени, температуры и др. в различных видах практической
деятельности). Развитие способности использовать некоторые математические знания в
жизни.

Предметная область «Естествознание»
Учебные предметы: Мир природы и человека
Основные задачи реализации содержания:
Мир природы и человека. Формирование представлений об окружающем мире:
живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и
общества с природой. Развитие способности к использованию знаний о живой и неживой
природе и сформированных представлений о мире для осмысленной и самостоятельной
организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.
Предметная область «Искусство»
Учебные предметы: Рисование, Музыка.
Основные задачи реализации содержания:
Рисование. Формирование умений и навыков изобразительной деятельности, их
применение для решения практических задач. Развитие художественного вкуса: умения
отличать «красивое» от «некрасивого»; понимание красоты как ценности; воспитание
потребности в художественном творчестве.
Музыка. Формирование и развитие элементарных умений и навыков,
способствующих адекватному восприятию музыкальных произведений и их исполнению.
Развитие интереса к музыкальному искусству; формирование простейших эстетических
ориентиров.
Предметная область «Физическая культура»
Учебный предмет: Адаптивная физическая культура. Основные задачи реализации
содержания: Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков
здорового и безопасного образа жизни; соблюдение индивидуального режима питания и
сна. Воспитание интереса к физической культуре и спорту, формирование потребности в
систематических занятиях физической культурой и доступных видах спорта.
Формирование и совершенствование основных двигательных качеств: быстроты, силы,
ловкости и др. Формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной
физических нагрузок, адекватно их дозировать. Овладение основами доступных видов
спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой и др.) в соответствии с
возрастными и психофизическими особенностями обучающихся. Коррекция недостатков
познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и совершенствование волевой
сферы. Воспитание нравственных качеств и свойств личности.
Предметная область «Технологии»
Учебные предметы: Ручной труд.
Основные задачи реализации содержания:
Ручной труд. Овладение элементарными приемами ручного труда, общетрудовыми
умениями и навыками, развитие самостоятельности, положительной мотивации к трудовой
деятельности. Получение первоначальных представлений о значении труда в жизни
человека и общества, о мире профессий и важности выбора доступной профессии.
Трудовое обучение в I-IV классах дает возможность обучающимся овладеть
элементарными приемами труда, общетрудовыми умениями и навыками. Содержание
трудового обучения в IV классе является переходной ступенью от ручного труда к
допрофессиональному.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для каждой группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей
каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, предусматривает:
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные;
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов

обязательной части;
введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с умственной отсталостью и необходимую коррекцию
недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных
предметов.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений в I-IV классах
представлена следующими учебными предметами:
- Мир природы и человека;
- Русский язык;
- Ручной труд.
-Декоративно-прикладное творчество

В V- IX классах представлена следующими учебными предметами:
- Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ);
- Основы компьютерной грамотности.
Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность,
включающая коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной
деятельности.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
обязательными коррекционными курсами (коррекционно- развивающими занятиями).
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно,
исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на
основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Время, отведенное
на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении
максимально допустимой учебной нагрузки, но учитывается при определении объемов
финансирования.
Логопедические занятия.
Цель логопедических занятий состоит в диагностике, коррекции и развитии всех
сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической),
связной речи; формировании навыков вербальной коммуникации.
Психокоррекционные занятия.
Цель психокорреционных занятий заключается в применении разных форм
взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем
в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных
отношений обучающихся; формирование навыков адекватного поведения.
Ритмика.
Целью занятий по ритмике является развитие двигательной активности обучающегося
в процессе восприятия музыки.
На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков двигательной,
эмоционально-волевой, познавательной сфер, которая достигается средствами музыкальноритмической деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики,
ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового
образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 5 часов в неделю из
часов внеурочной деятельности.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации.
ГБОУ СО «Екатеринбургская школа №3» предоставляет обучающимся возможность
выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов, необходимых

для обеспечения их индивидуальных потребностей и составляет суммарно 10 часов в
неделю на обучающегося, из которых не менее 5 часов должны включать обязательные
занятия коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся
и их физиологических потребностей (пункт 3.4.16 санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления обучающихся и молодежи", утвержденных постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28
(зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г,
регистрационный N 61573), действующим до 1 января 2027 г.
Направления внеурочной деятельности: разговоры о важном, лего-конструирование
изостудия, математика, русский язык, ЛФК, финансовая грамотность, растениеводство
/Полиграфия, швейная мастерская, музыкальный мир, мир кулинарии, профильный труд,
детский фольклорный театр, юные олимпийцы, мир книги
Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью, которые в силу
особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении
отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных
представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются
индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и
формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ
сопровождается тьюторской поддержкой.

Недельный учебный план АООП УО (вариант 1)
обучающихся учебно-воспитательного корпуса школы на ул. С.Ковалевской,10
I доп., I - IV классов.
Предметные области

Класс
Учебные предметы

Количество часов
I доп.

Всего

I

II

III

IV

Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика

Русский язык

2

3

3

3

3

14

Чтение

2

3

4

4

4

17

Речевая практика

3

2

2

2

2

11

2. Математика

Математика

3

3

4

4

4

18

3. Естествознание

Мир природы и человека

2

2

1

1

1

7

4. Искусство

Музыка

2

2

1

1

1

7

Рисование
(изобразительное
искусство)

2

1

1

1

1

6

5. Физическая культура

Адаптивная физическая
культура

3

3

3

3

3

15

6. Технология

Ручной труд

2

2

1

1

1

7

21

21

20

20

20

102

Часть, формируемая участниками образовательных
отношений:

-

-

3

3

3

9

Русский язык

-

-

-

-

1

1

Мир природы и человека

-

-

-

-

1

1

Ручной труд

-

-

-

-

1

1

Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5дневной учебной неделе)

21

21

23

23

23

111

Коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия и ритмика):

6

6

6

6

6

30

логопедические занятия

3

3

3

3

3

15

ритмика

1

1

1

1

1

5

развитие психомоторики и сенсорных процессов

2

2

2

2

2

10

Внеурочная деятельность:

4

4

4

4

4

20

Разговоры о важном

1

1

-

-

1

3

Лего-конструирование

-

-

-

-

1

1

Изостудия

-

1

-

-

1

2

Математика

1

1

-

-

-

2

Итого

Русский язык

1

-

-

-

-

1

ЛФК

1

1

-

-

1

3

Недельный учебный план АООП УО (вариант 1)
обучающихся учебно-воспитательного корпуса школы на ул. С.Ковалевской,10
V - IX классов.
Предметные области

Класс
Учебные предметы

Количество часов
V

Всего

VI

VII

VIII

IX

Обязательная часть
Русский язык

4

4

4

4

4

20

Чтение (Литературное
чтение)

4

4

4

4

4

20

Математика

4

4

3

3

3

17

Информатика

-

-

1

1

1

3

Природоведение

2

2

-

-

-

4

Биология

-

-

2

2

2

6

География

-

2

2

2

2

8

Основы социальной
жизни

2

2

2

2

2

10

Мир истории

-

2

-

-

-

2

История Отечества

-

-

2

2

2

6

Музыка

1

-

-

-

-

1

Рисование
(изобразительное
искусство)

2

-

-

-

-

2

6. Физическая культура

Адаптивная физическая
культура

2

2

2

2

2

10

7. Технология

Профильный труд

6

6

7

7

7

33

Итого

27

28

29

29

29

139

Часть, формируемая участниками образовательных
отношений:

2

2

1

1

1

7

ОБЖ

1

1

1

1

1

5

Основы компьютерной грамотности

1

1

-

-

-

2

Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной
учебной неделе)

29

30

30

30

30

149

Коррекционно-развивающая область (коррекционные
занятия и ритмика):

6

6

6

6

6

30

1. Язык и речевая практика

2. Математика

3. Естествознание

4. Человек и общество

5. Искусство

Логопедические занятия

2

2

2

2

2

10

Ритмика

1

1

1

-

-

3

ЛФК

1

1

1

1

1

5

Россия – мир без границ

-

-

-

1

1

2

Развитие психомоторики и сенсорных процессов

2

2

2

2

2

10

Внеурочная деятельность:

4

4

4

4

4

20

Разговоры о важном

1

1

1

1

1

5

Финансовая грамотность

-

-

1

1

-

2

1/1

1

-

-

-

2

Швейная мастерская

-

-

1

1

1

3

Музыкальный мир

-

1

-

-

-

1

Мир кулинарии

1

1

1

-

-

3

Профильный труд

-

-

-

1

2

3

Растениеводство /Полиграфия

Недельный учебный план АООП УО (вариант 1) обучающихся
учебно-воспитательный корпус школы на ул. Красина, 37

I доп., VIII классов.
Учебные предметы

2а

Предметные области
Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика

Русский язык

3

Чтение

4

Речевая практика

2

2. Математика

Математика

4

3. Естествознание

Мир природы и человека

1

4. Искусство

Музыка

1

Изобразительное искусство

1

5. Физическая культура

Адаптивная физическая культура

3

6. Технологии

Ручной труд

1
Итого:

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

20
3

1. Математика

1

2. Русский язык

1

3. Декоративно-прикладное творчество

1

Максимально допустимая недельная нагрузка (5 дней в неделю):

23

Коррекционно-развивающая
область (коррекционные
занятия и ритмика)

Логопедические занятия

2

Развитие психомоторики и

3

сенсорных процессов (РСП)
Ритмика

1

Итого коррекционных занятий:
Внеурочная деятельность

6

Разговоры о важном

1

Детский фольклорный театр

1

Юные олимпийцы

1

Мир книги

1

Итого внеурочной деятельности:

4

Всего к финансированию:

33

Пояснительная записка к учебному плану для обучающихся с РАС
с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 8.3)
Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС
начального общего образования обучающихся с РАС, ФАОП НОО для обучающихся с РАС
с лёгкой умственной отсталостью и выполнение гигиенических требований к режиму
образовательного процесса, которые предусмотрены Гигиеническими нормативами и
Санитарно эпидемиологическими требованиями.
Учебный план состоит из двух частей- обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений. Обязательная часть федерального учебного
плана определяет состав учебных предметов, обязательных предметных областей, и
учебное время, отводимое на их изучение по годам обучения. Обязательная часть
федерального учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает
достижение важнейших целей современного начального общего образования:
формирование гордости за свою страну, приобщение к общекультурным,
национальным и этнокультурным ценностям;
готовность обучающихся с РАС с лёгкой умственной отсталостью к продолжению
образования в последующие годы;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях;
личностное развитие обучающегося с РАС в соответствии с его индивидуальностью;
минимизацию негативного влияния нарушений на развитие обучающегося и
профилактику возникновения вторичных отклонений.
Образовательная организация самостоятельна в выборе видов деятельности по
каждому предмету, курсу коррекционно-развивающей области.
Обязательная часть содержит перечень учебных предметов.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса,
включает:
факультативные курсы, обеспечивающие реализацию индивидуальных особых
образовательных потребностей обучающихся с РАС с легкой умственной отсталостью;
внеурочную деятельность, реализующуюся посредством таких направлений
работы
как
духовно-нравственное,
социальное,
общеинтеллектуальное,
общекультурное, спортивно-оздоровительное и обеспечивающую личностное развитие
обучающихся с РАС;
коррекционно-развивающую область, коррекционные курсы которой направлены на
минимизацию негативного влияния расстройств аутистического спектра на результат
обучения и профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии.
Коррекционно-развивающая область включает следующие коррекционные курсы:
«Формирование коммуникативного поведения», «Музыкально-ритмические занятия»,
«Социально-бытовая ориентировка», «Развитие познавательной деятельности», которые
являются обязательными и проводятся в форме групповых и индивидуальных
коррекционных занятий.
Образовательная организация самостоятельно определяет технологии, способы
организации деятельности обучающихся в процессе освоения курсов коррекционноразвивающей области.
Часы коррекционно-развивающей области не входят в предельно допустимую
учебную нагрузку, проводятся во внеурочное время. Реализация данной области
осуществляется за счет часов, отводимых на внеурочную деятельность (количество часов
на коррекционно-образовательную область должно быть не менее 5 часов в неделю в
течение всего срока обучения.

Набор учебных предметов, их соотношение по годам обучения предусматривает
оптимальную нагрузку обучающихся на каждом году обучения, обеспечивает качественное
усвоение учебных предметов.
С целью реализации «ступенчатого» метода постепенного наращивания учебной
нагрузки в первом классе обеспечивается организация адаптационного периода. В 1-ом
классе каждый день проводится 3 урока. Во время прогулки, динамической паузы
происходит уточнение первоначальных математических представлений, используются
упражнения по развитию словесной речи в коммуникативной функции. Домашние задания
даются с учетом индивидуальных возможностей обучающихся. В 1-м классе обучение
осуществляется без
обязательных домашних заданий, следовательно, без записей в классном журнале.
Допустимо предлагать первоклассникам только творческие задания познавательного
характера, выполняемые исключительно по желанию обучающихся. Цель таких
заданий - формирование у обучающихся внешних и внутренних стимулов к
самостоятельной домашней работе. В 1-й четверти возможны только задания
организационного характера (приготовить и принести к уроку спортивную форму,
природный материал). Во 2-й четверти - познавательные задания, для выполнения которых
не требуется специально организованного рабочего места. С 3-й четверти допустимо
завершение в домашних условиях работы, начатой в классе (за исключением предмета
«Технология»). Общее время на их выполнение не должно превышать 15 минут. Со второго
класса задания по предметам рекомендуется предлагать по принципу «минимакс»: часть
задания по предмету обязательна для выполнения, часть - по желанию обучающегося.
Время выполнения домашнего задания не должно превышать границ, которые
предусмотрены Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими
требованиями.
Недельный учебный план АООП НОО с РАС (вариант 8.3)
обучающихся учебно-воспитательного корпуса школы на ул. С.Ковалевской,10
I доп., I - IV классов.

Предметные области

Класс
Учебные предметы

Количество часов
I
доп.

I

II

III

Всего
IV

Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика

Русский язык

2

2

Чтение

2

2

Речевая практика

3

3

2. Математика

Математика

3

3

3. Естествознание

Мир природы и человека

2

2

4. Искусство

Музыка

2

2

Рисование (изобразительное
искусство)

2

2

Адаптивная физическая
культура

3

3

5. Физическая культура

6. Технология

Ручной труд

2

2

21

21

Часть, формируемая участниками образовательных
отношений:

-

-

Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5дневной учебной неделе)

21

21

Коррекционно-развивающая область (коррекционные
занятия и ритмика):

6

6

Формирование коммуникативного поведения (логопед)

2

2

Музыкально-ритмические занятия

1

1

Развитие познавательной деятельности (психолог)

2

2

Социально-бытовая ориентировка

1

1

Внеурочная деятельность:

4

4

Разговоры о важном

1

1

Математика

1

1

Русский язык

1

1

Лечебно-физическая культура

1

1

Итого

Пояснительная записка к учебному плану для обучающихся умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 2)
Учебный план для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными
нарушениями развития а вариант АООП УО фиксирует общий объем нагрузки,
максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных
предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и
учебным предметам.
Недельный учебный план представлен по этапам обучения.
1 этап - 1 дополнительный, I - IV класс.
2 этап - V - IX классы;
3 этап - X - XII классы.
Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 33 учебных недель в году в 1
дополнительном и в 1 классе и 34 учебных недель в году со 2 по 12 класс.
Сроки освоения АООП для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), зачисленных на обучение до 1 сентября 2016 года,
составляют 10 лет. В зависимости от конкретных условий, числа обучающихся, их
возрастных особенностей в образовательной организации допускается обучение в
близковозрастных классах (группах) по возрастающим ступеням обучения.
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены шесть предметных
областей. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной
области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность. Кроме
этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся
в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область.
Учебный план включает две части: обязательную часть и часть, формируемую
участниками образовательных отношений.
Состав учебных предметов в обязательной части учебного плана может различаться
для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями
развития разных нозологических групп и определяется в соответствии с представленными
ниже учебными планами.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для каждой группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей
каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, предусматривает:
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные;
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями
развития и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом
развитии.
АООП УО (вариант 2) может включать как один, так и несколько учебных планов.
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР), разрабатываемая
образовательной организацией на основе АООП, включает индивидуальный учебный план
(далее - ИУП), содержащий предметные области, предметы и коррекционные курсы,

которые соответствуют особым образовательным возможностям и потребностям
конкретного обучающегося. Общий объем нагрузки, включенной в ИУП, не может
превышать объем, предусмотренный учебным планом АООП.
Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной
деятельности в рамках реализации АООП образования определяет образовательная
организация.
При организации образования на основе СИПР индивидуальная недельная нагрузка
обучающегося может варьироваться.
Так, с учетом федерального учебного плана организация, реализующая вариант 2
АООП, составляет ИУП для каждого обучающегося, в котором определен индивидуальный
набор учебных предметов и коррекционных курсов с указанием объема учебной нагрузки.
Различия в индивидуальных учебных планах объясняются разнообразием образовательных
потребностей, индивидуальных возможностей и особенностей развития обучающихся. В
индивидуальных учебных планах обучающихся с наиболее тяжелыми нарушениями
развития, как правило, преобладают занятия коррекционной направленности. У
обучающихся с менее выраженными нарушениями развития больший объем учебной
нагрузки распределится на предметные области. Для обучающихся, особые
образовательные потребности которых не позволяют осваивать предметы основной части
учебного плана АООП, учебная нагрузка для СИПР формируется следующим образом:
увеличивается количество часов коррекционных курсов и добавляются часы коррекционно
развивающих занятий в пределах максимально допустимой нагрузки, установленной
учебным планом. Некоторые обучающиеся, испытывающие трудности адаптации к
условиям обучения в группе, могут находиться в организации ограниченное время, объем
их нагрузки также лимитируется индивидуальным учебным планом и отражается в
расписании занятий.
Процесс обучения по предметам организуется в форме урока. Педагогический
работник проводит урок для состава всего класса или для группы обучающихся, а также
индивидуальную работу с обучающимся в соответствии с расписанием уроков.
Продолжительность индивидуальных занятий не должна превышать 25 мин., фронтальных,
групповых и подгрупповых занятий - не более 40 минут.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
коррекционными курсами и коррекционно-развивающими занятиями:
коррекционный курс "Сенсорное развитие";
коррекционный курс "Предметно-практические действия";
коррекционный курс «Двигательное развитие»;
коррекционный курс "Альтернативная и дополнительная коммуникация".
Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не
учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки, но учитывается
при определении объемов финансирования.
Коррекционные курсы реализуются, как правило, в форме индивидуальных занятий.
Выбор дисциплин коррекционно-развивающей направленности для индивидуальных и
групповых занятий, их количественное соотношение может осуществляться
образовательной организацией самостоятельно, исходя из особенностей развития
обучающихся с умственной отсталостью и на основании рекомендаций ПМПК и
индивидуальной программы реабилитации инвалида. Продолжительность коррекционного
занятия варьируется с учетом психофизического состояния обучающегося до 25 минут.
Курсы коррекционно-развивающей области реализуются в рамках внеурочной
деятельности.
Общий объем внеурочной деятельности составляет 10 часов в неделю (не более 1690
часов на I этапе обучения (1 - 4 и дополнительный класс), 1700 часов на II этапе обучения
(5 - 9 класс) и 1020 часов на III этапе (10 - 12 класс) Из 10 часов внеурочной деятельности в
неделю не менее 5 часов отводится на реализацию коррекционно-развивающей области.

Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является также
неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации.
Направления внеурочной деятельности:
«Разговоры о важном»
«Творческая мастерская»
«В мире сказок»
«Кукольный театр»
Внеурочная деятельность направлена на развитие личности обучающегося средствами
физического, нравственного, эстетического, трудового воспитания, а также на расширение
контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками и взаимодействие с
обществом. Организация внеурочной воспитательной работы является неотъемлемой
частью образовательного процесса в образовательной организации.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП и СИПР
определяет образовательная организация.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при
определении объемов финансирования, направляемых на реализацию АООП.
Недельный учебный план АООП УО (вариант 2) обучающихся
учебно-воспитательный корпус школы на ул. Красина, 37
I доп., VIII классов.
Предметные области

1б

1г

3б

6б

8б

Учебные предметы

Язык и речевая практика

Речь и альтернативная коммуникация

3

3

2

3

3

Математика

Математические представления

2

2

2

2

2

Окружающий мир

Окружающий природный мир

2

2

2

2

2

Человек

2

2

2

1

-

Домоводство

--

--

1

5

5

Окружающий социальный мир

1

1

1

2

3

Музыка и движение

2

2

2

2

2

Изобразительная деятельность

3

3

3

3

--

Физическая культура

Адаптивная физкультура

2

2

2

2

2

Технологии

Профильный труд

--

--

--

2

5

17

17

17

24

24

4

4

6

6

6

Игры и упражнения с Нумиконом

2

2

2

2

2

Упражнения с карточками PECS

1

Искусство

Итого:
Часть, формируемая участниками образовательных отношений:

Декоративно-прикладное творчество

2

Речь и альтернативная ком-я (фак-в)

1

Домоводство (факультатив)

1

Адаптивная физкультура (факультатив)
Музыка и движение (факультатив)
Окружающий природный мир (фак-в)

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Человек (факультатив)

1

Итого (максимально допустимая нагрузка):
Внеурочная деятельность, в том числе:
Коррекционные курсы

Сенсорное развитие

21

21

23

30

30

10

10

10

10

10

4

1

2

2

2

2

1

2

2

2

2

1

1

6

6

6

4

4

1

1

1

1

1

1

1

1

Предметно-практические действия
Двигательное развитие

2

Альтернативная коммуникация
Итого:
Внеурочная
деятельность
(по направлениям)

Разговоры о важном
Фольклорный театр
Юные олимпийцы

1

1

1

2

Мир книги

1

1

2

2

ИгроМир

2

Лего-конструирование

1

1

1

Итого:

4

4

4

6

6

Всего к финансированию:

31

31

33

40

40

Недельный учебный план АООП УО (вариант 2) обучающихся
учебно-воспитательного корпуса на Ляпустина, 4
I доп., I - VIII классов.
Предметные области

4в

4г

8в

9б

9г

Учебные предметы

Язык и речевая практика
Математика

Речь и альтернативная коммуникация
Математические представления

2
2

2
2

3
2

3
2

3
2

Окружающий мир

Окружающий природный мир

2

2

2

2

2

Человек

2

2

1

-

-

Домоводство

1

1

5

5

5

Окружающий социальный мир

1

1

3

3

3

Музыка и движение

2

2

2

2

2

Изобразительная деятельность

3

3

-

-

-

Физическая культура

Адаптивная физкультура

2

2

2

2

2

Технологии

Профильный труд

-

-

4

5

5

17

17

24

24

24

6

6

6

6

6

Искусство

Итого:
Часть, формируемая участниками образовательных отношений:
Домоводство

1

Сенсорное развитие

2

1

Предметно- практические действия

2

2

Двигательное развитие

2

2

Речь и альтернативная коммуникация

2
1

1

2
2

1

Математические представления

1

1

Окружающий природный мир

1

1

Музыка и движение

1

Адаптивная физкультура

1

Альтернативная коммуникация

2

Итого (максимально допустимая нагрузка):

23

23

30

30

30

10

10

10

10

10

Сенсорное развитие

2

2

1

1

1

Предметно-практические действия
Двигательное развитие

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

Альтернативная коммуникация

2

2

1

1

1

6

6

4

4

4

«Разговоры о важном»

1

1

1

1

1

«Творческая мастерская»

2

2

1

1

1

«В мире сказок»

1

1

Внеурочная деятельность, в том числе:
Коррекционные курсы

Итого:
Внеурочная
деятельность
(по направлениям)

1

«Кукольный театр»

1
4

4

3

Итого:

4

4

6

6

6

Всего к финансированию:

33

33

40

40

40


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».