Рабочая программа учебного предмета Математика 1в класс

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Екатеринбургская школа № 3, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»

Утверждено
приказом директора школы
№ ______ от _____________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
«МАТЕМАТИКА»
Для обучающихся 1в класса
(АООП вариант 1)

Согласовано:
Заместитель директора по УВР
__________________________
(Первова Л.Н.)
«_____» ____________ 2023 г

Составитель:
учитель Лебедькова Е.К.

Екатеринбург – 2023

Пояснительная записка
Математика является одним из ведущих учебных предметов в школе, основная цель
которой – социальная реабилитация и адаптация детей с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в современном обществе. Одними из самых сложных
знаний, умений и навыков являются математические, так как они носят отвлеченный
характер, и оперирование ими требует системы сложных умственных действий.
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» 1 класса для обучающихся с
лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на
основании:
1. закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации и от 19.12.2014 № 1599.
3. Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
4. АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) ГБОУ «Екатеринбургская школа № 3».
5. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
6. Учебного плана ГБОУ «Екатеринбургская школа № 3» на 2023 -2024 уч. год.
https://ekb3.uralschool.ru/sveden/education .
Формирование элементарных математических представлений является одним из
важнейших направлений работы 1 класса.
Цель: повысить уровень как психологической, так и функциональной готовности
детей с нарушением интеллекта к овладению математическими знаниями, элементарными
навыками счета.
С учетом уровня психофизического развития обучающихся данного класса основными
задачами являются:
Образовательные:
 обучать сравнению предметов (по цвету, форме, размеру, назначению); предметных
совокупностей, объемов жидкостей, сыпучих веществ;
 знать временные представления, геометрические формы и положение предметов в
пространстве;
 обучать приемам предметно – практической деятельности;
 формировать умение работать по словесной и письменной инструкции, по
алгоритму;
 читать, записывать, откладывать на счётах, сравнивать числа в пределах 20,
присчитывать, отсчитывать по 1, 2, 3, 4, 5;
 обучать решению примеров в пределах 10;
 обучать решению арифметических задач в пределах 10;
 формировать умение вычерчивать геометрические фигуры и отрезки по заданным
параметрам.
Коррекционно-развивающие:
 развивать основные мыслительные операции (сравнение, обобщение, анализ и т.д.);
формировать навыки группировки и классификации;
 развивать внимание, памяти, восприятия, мышления;
 формировать временные и пространственные представления;
2

 развивать моторику рук, графомоторные навыки.
Воспитательные:
 вырабатывать положительную мотивацию, поддержку интереса к учению;
 формировать нравственную и волевую готовность к обучению в школе.
В программе обозначены два уровня умений: минимальный и достаточный.
Программа рассчитана на 99 часов (3 часа в неделю).
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект,
включающий:
• Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы в 2 ч. / Т.В. Алышева –
М.: Просвещение, 2017.
• Математика. 1 дополнительный класс. Рабочая тетрадь. Пособие для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы в 2 ч. / Т.В. Алышева – М.: Просвещение, 2018.

Планируемые результаты обучения
Личностные результаты
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях.
Предметные результаты
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
 различать предметы по цвету, форме, размеру;
 сравнивать 2 предмета по величине методом наложения;
 узнавать и называть геометрические фигуры;
 ориентироваться на листе бумаги;
 различать правую и левую руки;
 знать о порядке следования дней: вчера, сегодня, завтра;
 узнавать, называть цифры от 1 до 5.
Достаточный уровень:
 знать количественные и порядковые числительные в пределах 5;
 соотносить количество предметов с соответствующим числительным, цифрой (в
пределах 5);
 знать состав однозначных чисел и числа 5 из двух слагаемых;
 знать единицы (меры) стоимости;
 знать названия, порядок дней недели, количество суток в недели;
 читать, записывать, откладывать на счётах, сравнивать числа в пределах 5,
присчитывать, отсчитывать по 1;
 выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 5, опираясь на знание их состава из
двух слагаемых, использовать переместительное свойство сложения;
3

 решать арифметические задачи (на предметном материале) на сложение и вычитание;
составлять задачи по образцу, готовому решению, краткой записи;
Формирование базовых учебных действий
Базовые учебные действия, формируемые у обучающихся 1 дополнительного
класса на уроках математики, обеспечивают успешное начало школьного обучения и
положительное отношение к учебе в целом:
Личностные:
 осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением,
занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
 самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.
Коммуникативные:
 вступать в контакт и работать в коллективе (учитель–ученик, ученик–ученик, ученик–
класс, учитель - класс);
 использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и
учителем;
 слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и
быту.
Регулятивные:
 активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников
 соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.
Познавательные:
 выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
 устанавливать видородовые отношения предметов;
 делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

Содержание учебного курса

Пропедевтика

Содержание программы учебного курса «Математика» 1 класс
Раздел
Виды учебной деятельности
Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная
Минимальный уровень
Достаточный уровень
(выполняет с помощью учителя и с
(выполняет самостоятельно)
помощью различных опор)
Диагностика

Выявление индивидуальных возможностей каждого ребенка, особенности его
психофизического развития, оказывающие влияние на овладение учебными умениями
и навыками в процессе фронтальной и индивидуальной работы.
Свойства предметов
Предметы, обладающие определёнными свойствами: цвет, форма, размер (величина),
назначение. Слова: каждый, все, кроме, остальные (оставшиеся), другие.

4

Сравнение предметов
Сравнение двух предметов, серии предметов.
Сравнение предметов, имеющих объём, площадь, по величине: большой, маленький,
больше, меньше, равные, одинаковые по величине; равной, одинаковой, такой же
величины.
Сравнение предметов по размеру. Сравнение двух предметов: длинный, короткий
(широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий); длиннее,
короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); равные, одинаковые
по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); равной, одинаковой, такой же длины
(ширины, высоты, глубины, толщины).
Сравнение трёх-четырёх предметов по длине (ширине, высоте, глубине,
толщине) длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше);
самый длинный, самый короткий (самый широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий,
мелкий, толстый, тонкий).
Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжёлый, лёгкий, тяжелее, легче, равные,
одинаковые по тяжести (весу), равной, одинаковой, такой же тяжести (равного,
одинакового, такого же веса).
Сравнение трёх-четырёх предметов по тяжести (весу): тяжелее, легче, самый
тяжёлый, самый лёгкий.
Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их
составляющих Сравнение двух-трёх предметных совокупностей. Слова: сколько,
много, мало, больше, меньше, столько же, равное, одинаковое количество, немного,
несколько, один, ни одного.
Сравнение количества предметов одной совокупности до и после изменения
количества предметов, её составляющих.
Сравнение небольших предметных совокупностей путём установления взаимно
однозначного соответствия между ними или их частями: больше, меньше,
одинаковое, равное количество, столько же, сколько, лишние, недостающие
предметы. Уравнивание предметных совокупностей по количеству предметов, их
составляющих.
Сравнение объёмов жидкостей, сыпучих веществ
Сравнение объёмов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых ёмкостях. Слова:
больше, меньше, одинаково, равно, столько же.
Сравнение объёмов жидкостей, сыпучего вещества в одной ёмкости до и после
изменения объёма.
Положение предметов в пространстве, на плоскости
Положение предметов в пространстве, на плоскости относительно обучающегося, по
отношению друг к другу: впереди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу,
выше, ниже, далеко, близко, дальше, ближе, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри,
перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение предметов в
указанное положение.
Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре);
верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя,
правая, левая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы.
Отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, за, следом,
следующий за.
Единицы измерения и их соотношения
Единица измерения (мера) времени – сутки. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Сегодня,
завтра, вчера, на следующий день, рано, поздно, вовремя, давно, недавно, медленно,
быстро.
Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.
5

Нумерация
Единицы
измерения и
их
соотношения
Арифметические действия
Арифметическ
ие задачи
Геометри
ческий
материал
№
п/п

Геометрический материал
Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник: распознавание, называние. Определение
формы предметов окружающей среды путём соотнесения с геометрическими
фигурами. Составление геометрических фигур, разрезанных на несколько частей (по
упрощённой схеме). Составление геометрических фигур из счётных палочек.
Нумерация чисел в пределах 5
Образование, название, обозначение цифрой (запись) чисел от 1 до 5.
Счёт предметов и отвлеченный счёт в пределах 5 (счёт по 1).
Количественные,
порядковые
числительные.
Соотношение
количества,
числительного, цифры. Счёт в заданных пределах.
Место каждого числа в числовом ряду. Следующее, предыдущее число. Получение
следующего числа путём присчитывания 1 к числу. Получение предыдущего числа
путём отсчитывания 1 от числа.
Сравнение чисел в пределах 5, в том числе с опорой на установление взаимно
однозначного соответствия предметных совокупностей или их частей. Установление
отношения: равно, больше, меньше. Количество лишних, недостающих единиц в двух
сравниваемых числах без обозначения знаком.
Единицы измерения (меры) стоимости – копейка (1 к.), рубль (1 р.). Монеты: 1 р., 2 р.,
5 р.
Упражнения по размену монет достоинством 2 р., 5 р. Замена монет мелкого
достоинства монетой более крупного достоинства в пределах 5 р. Размен монеты
крупного достоинства монетами более мелкого достоинства (не более трёх монет).
Чтение и запись чисел, полученных при измерении величин одной мерой.
Арифметические действия: сложение, вычитание. Знаки арифметических действий
сложения («+») и вычитания («–»), их название (плюс, минус) и значение (прибавить,
вычесть).
Составление математического выражения (1 + 1, 2 – 1) на основе соотнесения с
предметно-практической деятельностью (ситуацией). Знак «=», его значение (равно,
получится). Запись математического выражения в виде равенства (примера): 1 + 1 = 2,
2 – 1 = 1.
Сложение, вычитание чисел в пределах 5. Таблица сложения чисел в пределах 5 на
основе состава чисел, её использование при выполнении действия вычитания.
Использование таблицы состава чисел первого десятка из двух слагаемых и таблицы
сложения и вычитания в пределах 5. Переместительное свойство сложения
(практическое использование).
Арифметическая задача, её структура: условие, требование (вопрос). Решение и ответ
задачи. Распознавание условия, вопроса, решения и ответа задачи.
Выделение числовых данных в задаче. Запись решения в виде арифметического
примера. Наименования при записи решения. Формулировка ответа (устно).
Простые арифметические задачи на нахождение суммы и разности (остатка).
Составление задач на нахождение суммы, разности (остатка) по предложенному
сюжету, готовому решению, краткой записи с использованием иллюстраций.
Шар, куб, брус: распознавание, называние. Предметы одинаковой и разной формы.

Учебно-тематический план
Тема
6

Кол-во часов

1
2
3
4
5
6
7
8

Выявление уровня развития математических представлений
Сравнение предметов
Геометрический материал
Положение предметов в пространстве, на плоскости, по количеству
Единицы измерения и их соотношения
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ
Нумерация
Арифметические действия, арифметические задачи
Итого

№ п/п
урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.

3
14
12
18
18
2
12
20
99

Календарно-тематическое планирование по математике в 1 классе
3 часа в неделю, 99 ч. в год
Тема урока
Первая четверть
Выявление уровня развития математических представлений
Круг
Большой-маленький
Сравнение предметов по величине
Одинаковые, равные по величине
Слева-справа
В середине, между
Квадрат
Вверху-внизу, выше-ниже
Верхний-нижний, на, над, под
Длинный-короткий
Сравнение предметов по длине
Внутри, снаружи, в, рядом, около
Треугольник
Широкий-узкий
Сравнение предметов по ширине
Прямоугольник
Высокий-низкий
Сравнение предметов по высоте
Глубокий-мелкий
Сравнение предметов по глубине
Впереди-сзади, перед, за
Первый-последний, крайний
После, следом, следующий за
Вторая четверть
Толстый-тонкий
Сутки: утро, день, вечер, ночь
Сутки: смена частей суток
Рано-поздно
Сегодня, завтра
7

Кол-во
часов
24
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
24
1
1
1
1
1

30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.

Вчера, на следующий день
Быстро-медленно
Тяжелый-легкий
Сравнение предметов по весу
Много-мало
Много-мало, несколько
Один-много
Один-много, ни одного
Давно, недавно
Молодой-старый
Больше-меньше
Больше-меньше, столько же
Больше-меньше, одинаковое количество
Больше-меньше, столькоже, одинаковое количество
Сравнение объемов жидкостей
Сравнение объемов сыпучих веществ
Сравнение объмеов жидкостей, сыпучих веществ
Круг, квадрат
Квадрат, прямоугольник
Третья четверть
Число и цифра 1.
Число и цифра 1. Соотношение количества, числительного и цифры
Знакомство с монетой 1 рубль
Число и цифра 2.
Число и цифра 2. Место в числовом ряду, образование числа
Число и цифра 2. Соотношение количества, числительного и цифры
Пара предметов. Определение пары предметов.
Знакомство с монетой 2 рубля
Знак арифметического действия «+», его название, значение
Знак арифметического действия «-», его название, значение
Составление и запись математических выражений
Знак равенства «=», его значение. Запись математических выражений в идее
равенства
Арифметическая задача, ее структура
Составление и решение задач по предложенному сюжету.
Шар
Сравнение шара и круга.
Число и цифра 3.
Число и цифра 3. Место числа в числовом ряду. Счет в пределах 3.
Число и цифра 3. Соотношение количества, числительного и цифры
Число и цифра 3. Дифференциация количественных и порядковых
числительных
Число и цифра 3. Состав чисел 2 и 3.
Получение 3 рублей путем набора монет 1 и 2 рубля
8

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
30
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.

Арифметическое действие – сложение, его запись в виде примера
Арифметическое действие – вычитание, его запись в виде примера
Переместительное свойство сложения
Составление задач на нахождение суммы.
Составление задач на нахождение разности
Куб
Сравнение куба и квадрата
Повторение числа 3.
Четвёртая четверть
Число и цифра 4.
Число и цифра 4. Место числа в числовом ряду. Счет в пределах 4.
Число и цифра 4. Соотношение количества, числительного и цифры
Число и цифра 4. Дифференциация количественных и порядковых
числительных
Число и цифра 4. Состав чисел 2 и 3, 4.
Получение 4 рублей путем набора монет 1 и 2 рубля
Сложение и вычитание чисел в пределах 4.
Решение примеров на последовательное присчитывание по 1
Составление и решение арифметических задач в пределах 4.
Брус.
Сравнение прямоугольника и бруса.
Число и цифра 5.
Число и цифра 5. Место числа в числовом ряду. Счет в пределах 5.
Число и цифра 5. Соотношение количества, числительного и цифры
Число и цифра 5. Дифференциация количественных и порядковых
числительных
Число и цифра 5. Состав чисел 2 и 3, 5.
Монета 5 рублей. Получение 5 рублей путем набора монет 1 и 2 рубля.
Сложение и вычитание чисел в пределах 5.
Решение примеров на последовательное присчитывание по 1
Составление и решение арифметических задач в пределах 5.
Выявление уровня развития математических представлений. Итоговый урок
Итого за год

1
1
1
1
1
1
1
1
21
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
99

Программа может быть изменена, скорректирована в процессе обучения в
зависимости от степени восприятия, в случае карантина или других чрезвычайных
обстоятельств.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».