Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Екатеринбургская школа № 3, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»
Утверждено
приказом директора школы
№ ____ от «__» ________2023 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
«ЧТЕНИЕ»
5 класс
(АООП вариант 1)
Составитель:
учитель высшей квалификационной
категории
Шемятихина Т.В.
Екатеринбург – 2023
Пояснительная записка
Программа учебного курса «Чтение» для 5 класса разработана на основе ФАООП (вариант
1 для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью) и соответствует Федеральному
государственному образовательному стандарту образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Составлена с учётом особенностей
познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью, характеристики детей,
обучающихся в данном классе.
Чтение является важным учебным предметом в образовании обучающихся с умственной
отсталостью. Его направленность на социализацию личности обучающегося, на коррекцию и
развитие речемыслительных способностей, формирование эмоционального отношения к
действительности и нравственных позиций поведения подчеркивает значимость обучения чтению
обучающихся с данной категории.
Задачами изучения учебного предмета «Чтение» являются:
• воспитание у обучающихся интереса к чтению;
• формирование техники чтения: правильного и выразительного чтения, обеспечение
постепенного перехода от послогового чтения к чтению целым словом;
• формирование навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию текст вслух,
шепотом, про себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать
героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа;
• развитие у них умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы, спрашивать
обучающихся о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять
пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки, коллективно обсуждать
предполагаемый ответ.
В программе обозначены два уровня умений: минимальный и достаточный. Программа
рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю).
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплекс,
включающий:
• Чтение. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы, 18-е издание/ Автор-составитель
З.Ф. Малышева – М.: Просвещение, 2019.
Планируемые результаты освоения учебного предмета по итогам обучения в 5 классе
Личностные результаты
Достаточный уровень
Минимальный уровень
развитие нравственных чувств, регулирующих моральное поведение (чувство сострадания,
сопереживания, вины, стыда и т. п.);
развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями
литературы;
ориентируется в нравственном содержании ориентируется в нравственном содержании
поступков героев прочитанных произведений; поступков героев прочитанных произведений
(с помощью учителя);
понимает учебную задачу, поставленную понимает элементарную учебную задачу,
учителем, и способен её выполнять;
поставленную учителем, и способен её
выполнять;
способен учитывать выделенные учителем в способен с помощью учителя учитывать
учебном материале ориентиры действия;
выделенные в учебном материале ориентиры
действия;
способен (в сотрудничестве с учителем) способен (в сотрудничестве с учителем)
адекватно
оценивать
правильность исправлять
свои
ошибки,
адекватно
выполнения действия и вносить как по ходу оценивать
правильность
выполнения
его реализации, так и в конце действия действия;
необходимые коррективы;
умеет строить сообщения в устной форме;
умеет при помощи вопросов строить свои
2
ответы;
умеет строить рассуждения в форме связи участвует в рассуждениях об объекте;
простых суждений об объекте;
умеет формулировать собственное мнение;
умеет
на
элементарном
уровне
формулировать своё мнение;
способен задавать вопросы, необходимые для способен задавать элементарные вопросы,
организации собственной деятельности и необходимые для организации собственной
сотрудничества с партнёром;
деятельности и сотрудничества с партнёром;
умеет адекватно использовать речь для пользуется речью для планирования и
планирования и регуляции своей деятельности. регуляции своей деятельности.
Предметные результаты
Достаточный уровень
Минимальный уровень
осознанно и правильно читает доступный текст правильно читает вслух доступный текст
целыми словами (в особо трудных случаях – по целыми словами и по слогам;
слогам);
умеет соблюдать при чтении паузы между
умеет соблюдать при чтении паузы между предложениями;
предложениями, интонационное оформление
предложений
(тон,
громкость
чтения,
логические ударения);
читает «про себя», выполняя аналитические находит, читая «про себя», отрывки
задания к тексту;
проанализированного текста, связанные с
определёнными событиями;
отвечает на вопросы учителя по содержанию отвечает на вопросы по предметному
прочитанного текста;
содержанию текста (с помощью учителя);
пересказывает текст по плану с помощью пересказывает короткие отрывки из текста
учителя, используя опорные слова, схему, или короткие тексты по данному началу
иллюстрации, рисунки, драматизацию, а предложения или логической части (с
несложные
по
содержанию
тексты
– помощью учителя, опираясь на слова, схему,
самостоятельно;
иллюстрации, рисунки);
способен заучить стихотворения наизусть;
способен заучить стихотворения наизусть;
выучил наизусть 8-10 стихотворений;
заучивает стихотворения наизусть (объём
текста с учётом учебных возможностей
учащегося);
способен выделять главных действующих лиц, способен выделять главных действующих
выражает своё отношение к поступкам героев и лиц, элементарно выражает своё отношение к
событиям;
поступкам героев и событиям (по вопросам);
способен читать доступные детские книги из принимает участие в уроках внеклассного
школьной (домашней) библиотеки;
чтения;
читает
внеклассную
литературу
под читает
внеклассную
литературу
под
наблюдением учителя;
наблюдением учителя;
Уровень ниже минимального
3
Характеристика дифференцированных групп обучающихся 5а класса
Достаточный уровень
Минимальный уровень
4
Ниже
минимального
Содержание программы
Чтение 5 класс
Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, групповая.
Достаточный уровень
Минимальный уровень
(выполняет с помощью учителя и с помощью
различных опор)
Тематика чтения
Устное народное творчество.
Жанры устного народного творчества: считалки, потешки, загадки, пословицы.
Сказки. Представления о добре и зле.
Практическое знакомство с жанрами устного народного творчества: сказки, считалки, потешки,
пословицы, поговорки.
Сказки. Народные и авторские сказки. Представления о добре и зле.
Картины родной природы. Лето. Осень. Зима. Весна. Рассказы, стихи, сказки и научнопопулярные статьи о природе в разные времена года, о красоте родной земли, олицетворение
природы в представлениях наших предков (духи леса, воды, земли). Светские и православные
праздники в разные времена года. Труд и развлечения детей, их помощь взрослым.
О друзьях-товарищах. Рассказы, стихи о взаимоотношениях подростков, о их поступках, о
моральных качествах. Совесть – это стыд, обращённый внутрь себя.
Басни И. Крылова. Знакомство с новым жанром, структурой басни. Чтение по ролям,
«драматизация».
Спешите делать добро. Рассказы, стихи, народные и литературные сказки, помогающие
освоению нравственных эталонов, принятых в обществе людей.
О животных. Рассказы, стихи, сказки, помогающие увидеть смешное в событиях, поступках
людей и поведении, о повадках животных, об отношении к ним человека.
Из прошлого нашего народа. Рассказы, стихи, научно-популярные статьи, содержащие краткие
и доступные сведения об именитых людях прошлого и настоящего России (полководцы,
писатели, художники), о подвигах защитников Отечества.
Из произведений зарубежных писателей. Детские рассказы, стихи, сказки о жизни в разных
странах.
Формирование навыков чтения
Правильное, сознательное и выразительное Чтение по слогам, целыми словами с переходом на
чтение целыми словами с переходом на словосочетания. Использование специальных
словосочетания. Использование специальных текстов, состоящих из простых по слоговой
текстов, состоящих из простых по слоговой структуре слов, несложных по содержанию, для
структуре слов, несложных по содержанию, более быстрого, целостного восприятия слова и
для более быстрого, целостного восприятия понимания значения прочитанного.
слова и понимания значения прочитанного.
Чтение «про себя» простых по содержанию и Чтение «про себя» отрывков из текстов после
структуре текстов после предварительного предварительного анализа.
анализа.
Выразительное чтение произведений с Выразительное чтение отрывков из произведений
опорой на авторские ремарки. Коллективная с опорой на авторские ремарки (отмечены).
отработка
логических
ударений, Коллективная отработка логических ударений,
синтаксических пауз, тона голоса и темпа синтаксических пауз, тона голоса и темпа речи.
речи. Интонация в конце предложения на Интонация в конце предложения на основе
основе различительных знаков препинания, различительных знаков препинания, интонация
интонация перечисления при однородных перечисления
при
однородных
членах
членах предложения.
предложения.
Работа с текстом
Разбор текста по вопросам, формулирование Разбор текста по вопросам, формулирование
учащимися вопросов к отдельным событиям учащимися вопросов к отдельным событиям
5
текста и поступкам героев.
текста и поступкам героев (с помощью учителя).
Выделение темы и идеи произведения, соотнесение их с заглавием текста (с помощью учителя).
Прогнозирование событий с опорой на заглавие и иллюстрации.
Выделение в соответствии с данным планом Участие в выделении частей текста в соответствии
частей текста.
с данным планом с помощью учителя.
Озаглавливание частей текста (с помощью Озаглавливание частей текста (с помощью
учителя) после коллективного выделения.
учителя) после их коллективного выделения.
Полный и частичный пересказ произведения Частичный пересказ произведения по данному или
по данному или коллективно составленному коллективно составленному плану с опорой на
плану. Включение в пересказ необходимых начало предложения, отрывка.
средств связи предложений и частей текста Передача
содержания
иллюстраций
к
прочитанного произведения.
произведению по вопросам учителя.
Чтение по ролям и драматизация диалогов (с помощью учителя).
Оценка характера героя, подбор подтверждающих эту оценку фактов (с помощью учителя).
Определение отношения автора к своим героям и событиям (с помощью учителя).
Формирование внимания к авторскому слову: выделение и объяснение непонятных слов (с
помощью учителя), нахождение характеризующих события, героев слов и предложений. Выбор и
объяснение образных слов и выражений (с помощью учителя, с опорой на наглядный материал).
Выделение с помощью учителя главной Выявление отношения к поступкам действующих
мысли
художественного
произведения, лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих
выявление
отношения
к
поступкам героев, события, картины природы.
действующих лиц. Выбор слов и выражений,
характеризующих героев, события, картины
природы.
Самостоятельное чтение несложных рассказов или отрывков с выполнением различных заданий
учителя: найди ответ на вопрос, подготовиться к выразительному чтению.
Заучивание наизусть
Заучивание наизусть стихотворений и Заучивание стихотворения наизусть (объём текста
рассказывание перед классом, соблюдая с учётом учебных возможностей учащегося) и
выразительность (за год 11 стихотворений). рассказывание перед классом.
Заучивание наизусть прозаического отрывка, Заучивание наизусть прозаического отрывка,
состоящего из 3-4 предложений (за год по состоящего из 2 предложений и рассказывание с
программе 2 отрывка).
опорой на начало предложения.
Внеклассное чтение
Самостоятельное чтение доступных по содержанию детских книг, посещение библиотеки с
целью выбора книги для чтения.
Предварительная подготовка детей к выступлению на общешкольном празднике.
Уровень ниже минимального
6
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
1
2
3
4
5
6
Календарно-тематическое планирование
Чтение 5 класс
4 часа в неделю, 136 часов в год
Тема урока
1 четверть
Устное народное творчество
Считалки.
Заклички-приговорки.
Потешки.
Пословицы и поговорки.
Загадки.
Сказки
Никита Кожемяка. Русская народная сказка. Пересказ сказки.
Как наказали медведя. Тофаларская сказка. Пересказ сказки.
Золотые руки. Башкирская сказка. Пересказ сказки.
Морозко. Русская сказка. Аналитическое чтение сказки.
Морозко. Русская сказка. Выборочный пересказ.
Два мороза. Русская сказка. Чтение по ролям.
Три дочери. Татарская сказка. Чтение по ролям.
Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. А. Пушкин. Выборочное чтение.
Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. А. Пушкин. Заучивание отрывка.
Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. А. Пушкин. Характеристика героев.
Серая шейка. По Д.Н. Мамину-Сибиряку. 1 часть. Заучивание отрывка
Серая шейка. По Д.Н. Мамину-Сибиряку. 2 часть
Серая шейка. По Д.Н. Мамину-Сибиряку. 3 часть
Серая шейка. По Д.Н. Мамину-Сибиряку. 4 часть
Серая шейка. По Д.Н. Мамину-Сибиряку. 5 часть
Составление рассказа «Почему я люблю сказки».
Картины родной природы. Лето
Июнь. Г. Скребицкий. Выборочное чтение.
«Ярко солнце светит…» И. Суриков. Заучивание наизусть.
Июльская гроза. А. Платонов. 1-2 части.
Июльская гроза. А. Платонов. 3 часть.
Июльская гроза. А. Платонов. 4 часть. Составление рассказа.
Берёзка. А. Прокофьев. Заучивание наизусть.
«Вот и клонится лето к закату…» Ю. Гордиенко. Выразительное чтение.
Итоговый урок по теме «Картины родной природы. Лето».
Картины родной природы. Осень
Сентябрь. По Г. Скребицкому. Выборочное чтение.
Золотая осень. По И. Соколову-Микитову. Работа над планом.
Осень. К. Бальмонт. Заучивание наизусть.
Добро пожаловать! По Г. Скребицкому. Деление на части и составление плана.
2 четверть
Осенние грусти… В. Астафьев. Выборочное чтение.
Первый снег. И. Бунин. Заучивание наизусть.
Составление устного рассказа «Наступает осень».
О друзьях-товарищах
Колючка. Ю. Яковлев. 1 часть.
Колючка. Ю. Яковлев. 2 часть. Составление плана.
Рыцарь Вася. Ю. Яковлев.
7
Кол.ч
33
5
1
1
1
1
1
16
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
31
1
1
1
12
1
1
1