Рабочая программа учебного предмета Чтение 9в класс

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Екатеринбургская школа № 3, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»

Утверждено:
Приказом директора школы
№ _______от ______________2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
«ЧТЕНИЕ (ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ)»
9 класс
(АООП образования обучающихся
с интеллектуальными нарушениями)
Согласовано:
Заместитель директора по УВР
___________________________
(Первова Л.Н.)
«___» _________________2023
Составитель:
Бугрова Л.М.
Учитель высшей квалификационной
категории
Екатеринбург – 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основании:
 Программы

специальных

(коррекционных)

образовательных

учреждений VIII вида: 5-9 классы: сборник 1 / под ред. В.В. Воронковой. –
Москва: Владос, 2013.
 Чтение: учебник для 9 класса С(К)ОУ VIII вида / под ред.
А.К. Аксеновой, М.И. Шишковой. – Москва: Просвещение, 2019.
Рабочая программа по чтению предназначена для развития речи учащихся и их
мышления через совершенствование техники чтения и понимания содержания
художественных произведений.
Нормативно-правовую базу разработки программы составляют:
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99- ФЗ, от
23.07.2013 N 203-ФЗ, и послед. ред.);
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями),

утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014
года;

3. Федеральная
адаптированная
основная
общеобразовательная
программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(утв. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября
2022 года № 1026);
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. N 1026
"Об
утверждении
федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)":
5. Федеральный

перечень

учебников,

рекомендованных

(допущенных)

Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в
2

образовательном

процессе

в

специальных

(коррекционных)

образовательных

учреждениях на учебный год;

Программа рассчитана на 4 часа в неделю, 136 часов в год
ЦЕЛЬ: развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекция недостатков
мыслительной деятельности.

ЗАДАЧИ:
 Совершенствование навыков полноценного чтения как основы
понимания художественного и научно-познавательного текстов.
 Развитие навыков речевого общения на материале доступных для
понимания художественных и научно-познавательных текстов.
 Развитие положительных качеств и свойств личности.
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к
обучению. По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид
речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В
связи с этим, придается большое значение работе с авторским словом
(воображаемый диалог с автором), развитие умения не только отвечать на
вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении «по ролям» и
драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст
полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения.
С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным
восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению
предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и
гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной
литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны
нравственного поведения человека в обществе.
В 9 классе ведется работа по объяснительному чтению как предыдущего этапа,
поэтому в программе используется тематический принцип подбора
литературного материала. В сравнении с содержанием программы младших
классов, рекомендуемые произведения становятся более объемными,
3

тематически и жанрово более обогащенными, что создает предпосылки для
межпредметных связей, расширения социального опыта учащихся.
На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов,
указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться,
уменьшаться) на незначительное количество часов, т.к. воспитанники
коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей
по сложности дефекта. Лишь 15-20 % от общего числа детей составляют
воспитанники, которые наиболее успешно овладевают учебным материалом;
30-35 % воспитанников испытывают некоторые трудности в обучении, 35-40 %
детей нуждаются в разнообразных видах помощи (для таких детей часто
недостаточно одного урока, чтобы понять и запомнить изучаемый материал);
10-15 % воспитанников овладевают материалом на самом низком уровне.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить,
описать, приводить примеры.
В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы
обучения как: словесный, наглядный, практический.
Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля
знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление
соответствия, ответы на вопросы.
Половина детей, обучающихся на второй ступени, как правило, плохо читают, а
около 25 % учащихся читают с трудом. Поэтому программа предполагает
систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их
осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и
письменной речи:
 составление планов;
 краткие и подробные пересказы текста;
 устные сочинения – характеристики героев;
 развитие художественной фантазии у детей;
 придумывание финала, опираясь на развитие событий.
Измерители, по сравнению с общеобразовательной школой, - другие.
Применяется более щадящая проверка и оценка знаний и умений учащихся.

4

Программа включает в себя художественные произведения русской и
зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло,
жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой
жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя, и пр.).
Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения (восприятие, понимание,
осмысление, анализ, оценка прочитанного), направленный на развитие
учащихся. Только в этом случае школьники могут стать полноценно развитой
личностью, адаптированной к условиям реальной жизни.
Обучение построено на принципах:
 коррекционной направленности обучения,
 воспитывающей и развивающей направленности обучения,
 научности и доступности обучения,
 систематичности и последовательности в обучении,
 наглядности в обучении,
 индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Известно, что развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к
классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от
чтения целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением.
Меняются формы организации чтения: наряду с коллективной работой над
выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим
выделению фразового ударения, установлению семантических пауз,
интонационной окрашенности чтения. Становятся более разнообразными
формы работы с текстом, методы и приемы обучения, применяется ТСО,
фрагменты кино (презентации, DVD), мультфильмов, мультимедиа,
музыкальные фрагменты.
Методы и приемы обучения:
Словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой),
наглядный (наблюдение, демонстрация), практический, методы контроля.
Формы работы:
Рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтения текста, работа с картиной,
планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, мультфильмов, сказок,
выслушивания отрывков произведения в авторском исполнении.
5

Виды деятельности
письменного текста:

учащихся

основаны

на

переработке

устного

и

 составление плана текста;
 пересказ текста по плану;
 пересказ текста по предполагаемым вопросам;
 продолжение текста;
 выразительное чтение;
 чтение наизусть;
 чтение по ролям.
Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляется в ходе устных
опросов, проведения открытых и закрытых тестов, заданий на установление
соответствия, ответов на вопросы. Тексты контрольно-измерительные
материалы создает учитель в соответствии с психофизическими особенностями
каждого ученика. Контроль осуществляется по завершению изучения
творчества писателя (промежуточный контроль). Время, отводимое на уроке
для контроля, – 5-15 минут.
Занятия проводятся в классно-урочной форме.

6

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЧТЕНИЕ (ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ)»

Минимальный уровень:
 правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу
устной речи, доступных по содержанию текстов (после предварительной
подготовки);
 определение темы произведения (под руководством пед. работника);
 ответы на вопросы пед. работника по фактическому содержанию
произведения своими словами;
 участие в коллективном составлении словесного логического плана
прочитанного и разобранного под руководством пед. работника текста;
 пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана
(с помощью пед. работника);
 выбор заголовка к пунктам плана из нескольких предложенных;
 установление последовательности событий произведений;
 определение главных героев текста;
 составление элементарной характеристики героя на основе
изложенного плана и по вопросу пед. работника;
 нахождение в тексте незнакомых слов и выражений, объяснение их
значений с помощью пед. работника;
 заучивание наизусть 7-9 стихотворений;
 самостоятельное чтение небольших по объёму и несложных по
содержанию произведений для внеклассного чтения, выполнение посильных
заданий.
Достаточный уровень:
 правильное, осознанное и беглое чтение вслух, с соблюдением
некоторых условных норм орфоэпии;
 ответы на вопросы пед. работника своими словами и словами автора
(выборочное чтение);
 определение темы художественного произведения;
 определение основной мысли произведения (с помощью пед.
работника);
 самостоятельное деление на части несложного по структуре и
содержанию текста;
7

 формулировка заголовков пунктов плана (с помощью пед. работника);
 различение главных и второстепенных героев произведения с
элементарным обоснованием;
 определение собственного отношения к поступкам героев (героя),
сравнение собственного отношения и отношения автора к поступкам героев с
использованием примеров из текста (с помощью пед. работника);
 пересказ текста по коллективно составленному плану;
 нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их
значения и смысла с опорой на контекст;
 ориентировка в круге доступного чтения, выбор интересующей
литературы (с помощью взрослого), самостоятельное чтение художественной
литературы;
 знание наизусть 10-12 стихотворений и одного прозаического
отрывка.

8

Календарно-тематическое планирование 9 класс
Чтение (Литературное чтение) (4 часа в неделю)
За год: 34 недели
Часов: 4ч. х 34=136 часов
№
п/п

Тема урока

Кол-во
часов

Цель урока

Планируемые результаты

Словарь

I. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
1 - 2.

Устное
творчество.
устного
творчества.

народное
Жанры
народного

2

Научить различать
произведения жанров
устного народного
творчества (УНТ).
Научить различать
произведения жанров
фольклора. Использовать их
в устной и письменной речи

3.

Русские народные песни.

1

4-6

Былина
"На
богатырской"

заставе

3

Русская народная сказка
"Сказка про Василису
Премудрую" (Чтение и
обсуждение)

4

7-10.

Учатся отличать один жанр
УНТ от другого

Знакомятся с особенностями
жанра УНТ «Русские народные
песни», учатся толковать
прямой и переносный смысл
песни
Раскрыть особенности жанра Знакомятся с былинами, учатся
УНТ «Былина», былинный
разбирать содержание,
напевный язык, повтор слов в объясняют значения слов,
начале строк и повторы
образных выражений с
внутри стиха,
помощью вопросов учителя.
уменьшительноЗакрепляют навык
ласкательные формы слов
выразительного чтения
Научить различать
Учатся отличать сказку от
особенности жанра сказки,
других жанров УНТ
ознакомить со
систематизацией сказок,
отличать сказку от других

Колыбельная

Податаман, есаул,
палица, чело,
пошлина, казна

Закрома, верста,
лампада

11-12.

13.

Русская народная сказка
"Лиса и тетерев" (Чтение
и обсуждение)

2

Внеклассное чтение.
П. Ершов "Конекгорбунок"

1

жанров устного народного
творчества. Знать основные
особенности композиции,
жанров сказок.
Научить различать
особенности жанра сказки,
ознакомить со
систематизацией сказок,
отличать сказку от других
жанров устного народного
творчества. Знать основные
особенности композиции,
жанров сказок.
Закрепить понятие о
литературной сказке,
развивать навыки анализа
текста монологической речи.
Знать основные особенности
композиции жанра
литературной сказки.

Учатся отличать сказку от
других жанров УНТ

Учатся отличать литературную
сказку от народной.

II. ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
14.

В.А.
Страницы
творчества

Жуковский.
жизни
и

1

Способствовать
формированию
представления о В.А.
Жуковском, как о великом
русском писателе

Знакомятся
с
биографией
В.А. Жуковского,
важными
событиями жизни писателя, его
вкладе в литературу.

10

15–17.

В.А. Жуковский. Доброе
отношение к людям,
забота о них в сказке
"Три пояса"

3

Закрепить понятие о
литературной сказке, помочь
осознать нравственную
красоту и силу героев,
продолжить обучение
выразительному чтению

18.

Проверка техники чтения
учащихся

1

19.

И.А. Крылов. Страницы
жизни и творчества

1

20.

Особенности
«Басни»

жанра

1

И.А. Крылов. Басня "Кот
и Повар"

2

Проверить
осознанность,
правильность,
беглость,
выразительность
чтения
вслух
Способствовать
формированию
представления о жизни и
творчестве писателя
Способствовать
формированию
представления о русской
басне,
ее
особенностях,
выявлению
общечеловеческих,
нравственных
ценностях,
утверждающихся в баснях
Способствовать
формированию
представления о русской
басне,
ее
особенностях,
выявлению
общечеловеческих,
нравственных
ценностях,

21-22.

Учатся:
- выразительно читать;
- выделять главную мысль
произведения;
- объяснять с помощью учителя
устаревшие слова, описание
природы, русские традиции

Знакомятся с биографией И.А.
Крылова, важными событиями
его жизни, его вклад в
литературу.
Учатся:
- понимать иносказательный
подтекст басен и их мораль.
- выразительно читать басни по
ролям

Учатся:
- понимать иносказательный
подтекст басен и их мораль.
- выразительно читать басни по
ролям

Поселянка,
посадник, гусли

Мораль

Ритор

11

23.

24-30.

31-36

37.

38.

А.С. Пушкин.
Страницы жизни и
творчества.

1

А.С. Пушкин.
Поэма "Руслан и
Людмила"
(I песня, II песня, III
песня).

7

А.С. Пушкин.
Проза. Повесть
"Барышня-крестьянка"

6

М.Ю. Лермонтов.
Страницы
жизни
творчества.

1

М.Ю. Лермонтов.
Стихотворение "Тучи"

и

1

утверждающихся в баснях
Способствовать
формированию
представления
об
А.С.
Пушкине, как о великом
русском поэте и писателе
Научить анализировать текст
поэмы. Ознакомить с
сюжетом и героями поэмы,
развивать навыки
выразительного чтения,
расширять словарный запас.
Познакомить с сюжетом и
героями повести, развивать
навыки
выразительного
чтения,
расширять
словарный запас

Способствовать
формированию
представления
о
М.Ю.
Лермонтове, как о великом
русском поэте и писателе
Научить анализировать текст
стихотворения.

Знакомятся с биографией
А.С. Пушкина, важными
событиями его жизни. Вклад в
литературу
Учатся анализировать текст
поэмы, знакомятся с сюжетом,
героями поэмы, развивают
навыки выразительного чтения,
расширяют словарный запас
слов.
Учатся анализировать текст
повести, знакомятся с сюжетом,
героями повести, развивают
навыки выразительного чтения,
расширяют словарный запас
слов.

Брег, зри, брада,
узда, обитель,
грядущих, чертог,
дворец, фимиам,
перси, арап, риза,
лилейный, десница
Вышел в отставку,
отъезжее поле,
промотать имение,
полотно, китайка,
девичья,
камердинер,
баишь, борзая,
стремянный

Знакомятся с биографией
М.Ю. Лермонтова, важными
событиями его жизни. Вклад в
литературу
Анализируют поэтический
текст, учатся читать
выразительно

12

39-40.

М.Ю. Лермонтов
"Баллада"
Протест
против равнодушия.

2

См. п. 38

См. п. 38

41-42.

М.Ю. Лермонтов.
Чтение и обсуждение
стихотворения "Морская
царевна"
Н.В. Гоголь. Страницы
жизни и творчества.

2

См. пункт 38

См. пункт 38

1

44-49

Повесть "Майская ночь,
или Утопленница".
Чтение и обсуждение
повести.

6

Способствовать
формированию
представления о Н.В. Гоголе,
как о великом русском
писателе
Ознакомить с сюжетом и
героями повести, развивать
навыки
выразительного
чтения,
расширить
словарный запас

50-53.

Внеклассное чтение. Н.В.
Гоголь повесть "Ночь
перед Рождеством"

4

См. пункт 44-49

Н.А. Некрасов.
Страницы
жизни
творчества.

1

Научить
составлять
литературный
портрет
писателя
по
алгоритму
выполнения задания.

43.

54.

и

Пучина, перл

Знакомятся с биографией
Н.В. Гоголя, важными
событиями его жизни. Вклад в
литературу
Знакомятся с сюжетом и
героями повести, развивают
навыки выразительного чтения,
расширяют словарный запас,
учатся
анализировать
прозаический текст
См. пункт 44-49

Парубки, бандура,
голова, коралловое
монисто, сотник,
зеницы, комиссар,
недоимки, нагайка

Знакомятся с биографией
Н.А. Некрасова, важными
событиями его жизни. Вклад в
литературу. Учатся составлять
литературный портрет писателя

13

55-56.

Н.А. Некрасов.
Стихотворение "Рыцарь
на
час".
Чтение
и
обсуждение.

2

57-58.

Н.А. Некрасов. Отрывок
из поэмы "Сашка"
Тема
безжалостного
отношения к природе.
Развитие речи. Сравнить
описание
картины
В.Д. Паленова "Горный
лес"
и
содержание
отрывка из поэмы Н.А.
Некрасова "Саша" (см.
цветную
вкладку
учебника)

2

См. п. 55-56

1

Тип речи – описание.
Пейзаж. Описание природы.
Средства раскрытия замысла
художника; композиция,
цвет, колорит. План, опорные
слова.

А.А. Фет. Страницы
жизни и творчества.

1

59.

60.

Учить
анализировать Учатся анализировать
поэтический текст.
поэтический текст, читают
выразительно

См. п. 55-56

Формулируют тему рассказа,
создают свой текст по личным
впечатлениям и по картине в
соответствии
с
темой,
последовательно
излагают
мысли, соблюдают абзацы,
соизмеряют части рассказа,
оформляют высказывания в
соответствии
с
нормами
литературного языка.
Научить
составлять Знакомятся с биографией
литературный портрет поэта А.А. Фета, важными событиями
по алгоритму выполнения его жизни. Вклад в литературу.
задания.
Учатся составлять
литературный портрет поэта

14

61-63.

А.А. Фет. Лирика поэта.
"На заре ты ее не буди",
"Помню я...", "Это утро,
радость эта..."

3

Научить определять черты
пейзажной
лирики,
анализировать поэтический
текст.
Учить
читать
выразительно

Учатся определять черты
пейзажной лирики,
анализируют поэтический
текст, читают выразительно.

64.

Обобщение
по
творчеству А.А. Фета

1

См. п. 61-63

См. п. 61-63

65.

А.П. Чехов. Страницы
жизни и творчества.

1

Научить
составлять
литературный
портрет
писателя
по
алгоритму
выполнения задания.

66-67.

А.П.
Чехов.
Рассказ
"Злоумышленник" Смысл
названия рассказа.

2

68-69.

А.П. Чехов. Рассказ
"Пересолил". Юмор в
рассказе. Чтение и
обсуждение рассказа.

2

Ознакомить с сюжетом и
героями рассказа, развивать
навыки
выразительного
чтения,
расширять
словарный запас, научить
определять
идейнотематическое
своеобразие
рассказа А.П. Чехова.
См. п. 66-67

Знакомятся
с
биографией
А.П. Чехова,
важными
событиями его жизни. Вклад в
литературу. Учатся составлять
литературный портрет писателя
Знакомятся с сюжетом и
героями рассказа, развивают
навыки выразительного чтения,
расширяют словарный запас,
учатся определять идейнотематическое
своеобразие
рассказа А.П. Чехова.
См. п. 66-67

Ланита, вереница,
зык

Живец,
шилишпер,
уклейка, пескарь,
голавль

Землемер, к черту
на кулички

15

70-71.

Внеклассное чтение.
А.П. Чехов. Чтение т
обсуждение рассказа
"Толстый и тонкий"

2

См. п. 66-67

См. п. 66-67

III. ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА.
72.

А.М. Горький. Страницы
жизни и творчества.

1

Научить
составлять
литературный
портрет
писателя, правильно и четко
давать ответ на поставленные
вопросы.

73-75.

А.М. Горький. "Песня о
Соколе". Темы смысла
жизни в произведении.

3

76.

Обобщение по
творчеству
А.М. Горького

1

77.

В.В. Маяковский.
Страницы
жизни
творчества.

Ознакомить с сюжетом и
героями
произведения,
развивать
навыки
выразительного
чтения,
расширять словарный запас,
научить определять идейнотематическое
своеобразие
произведения А.М. Горького.
Обобщить знания учащихся
по творчеству писателя на
основе ранее изученного
материала
Научить
составлять
литературный портрет поэта,
правильно и четко давать
ответ
на
поставленные

1
и

Знакомятся с биографией
А.М. Горького, важными
событиями его жизни. Вклад в
литературу. Учатся составлять
литературный портрет
писателя, правильно и четко
дают ответ на поставленные
вопросы.
Знакомятся с сюжетом и бредни
героями
песни,
развивают
навыки выразительного чтения,
расширяют словарный запас,
учатся определять идейнотематическое
своеобразие
песни А.М. Горького.
Повторяют ранее изученный
материал
по
творчеству
писателя. По вопросам учителя
составляют рассказ
Знакомятся с биографией
В.В. Маяковского, важными
событиями его жизни. Вклад в
литературу. Учатся составлять
16

вопросы.

78-80.

81.

82-83

84.

В.В.
Маяковский.
"Необычайное
приключение, бывшее с
Владимиром Маяковским
летом на даче". Жанр
произведения.
М.И. Цветаева. Страницы
жизни и творчества.

3

Учить анализировать
поэтический текст,
определять тему и идею
стихотворения

1

Учить
составлять
литературный
портрет
поэтессы, правильно и четко
давать ответ на поставленные
вопросы.

М.И. Цветаева. Лирика.
"Красною кистью рябина
зажглась...", "Вчера еще в
глаза глядел..." и др.

2

К.Г. Паустовский.
Страницы жизни и
творчества.

1

литературный портрет поэта,
правильно и четко дают ответ
на поставленные вопросы.
Анализируют поэтический
текст, определяют тему и идею
стихотворения

Ретеруюсь,
степенность,
РОСТА

Знакомятся с биографией
М.И. Цветаевой, важными
событиями ее жизни. Вклад в
литературу. Учатся составлять
литературный портрет
поэтессы, правильно и четко
дают ответ на поставленные
вопросы.
Научить определять тему и Анализируют поэтический
идею
стихотворения, текст, определяют тему и идею
анализировать поэтический стихотворения
текст.
Учить
составлять
литературный
портрет
писателя, правильно и четко
давать ответ на поставленные
вопросы.

Знакомятся с биографией К.Г.
Паустовского,
важными
событиями его жизни. Вклад в
литературу. Учатся составлять
литературный
портрет
писателя, правильно и четко
дают ответ на поставленные
вопросы.
17

85-88.

К.Г. Паустовский. Чтение
и обсуждение рассказа
"Стекольный мастер"

4

89.

С.А. Есенин. Страницы
жизни и биографии.

1

90-91.

С.А. Есенин. Лирика.
"Нивы сжаты...", "Собаке
Качалова"

2

92.

Обобщение
по
творчеству С.А. Есенина

1

Ознакомить с сюжетом и
героями
произведения,
развивать
навыки
выразительного
чтения,
расширять словарный запас,
научить определять идейнотематическое
своеобразие
произведения.
Учить
составлять
литературный
портрет,
правильно и четко давать
ответ
на
поставленные
вопросы.

Знакомятся с сюжетом и Поставец, картуз,
героями рассказа, развивают понёва, шушун
навыки выразительного чтения,
расширяют словарный запас,
учатся определять идейнотематическое
своеобразие
произведения.

Знакомятся с биографией
С.А. Есенина, важными
событиями его жизни. Вклад в
литературу. Учатся составлять
литературный портрет поэта,
правильно и четко дают ответ
на поставленные вопросы.
Научить определять тему и Анализируют поэтический
идею
стихотворения, текст, определяют тему и идею
анализировать поэтический стихотворения
текст.
Обобщить знания учащихся Повторяют ранее изученный
по творчеству поэта на материал по творчеству поэта.
основе ранее изученного Выразительное чтение стихов
материала

18

Развитие
речи.
Сочинение по картинам:
В.Д. Поленов
"Ранний
снег" и Н.М. Ромадин
"Село
Хмелевка"
Сопоставление
со
стихотворением
С.А. Есенина
"Нивы
сжаты" (см. цветную
вклейку учебника).
М.А.
Шолохов.
Страницы
жизни
и
творчества.

2

Тип речи - описание. Пейзаж.
Описание природы. Средства
раскрытия
замысла
художника:
композиция,
цвет, колорит. План (стр.
194), опорные слова.

1

Учить
составлять
литературный
портрет
писателя, правильно и четко
давать ответ на поставленные
вопросы.

96-99.

М.А. Шолохов. Рассказ
"Судьба
человека".
Смысл
названия
произведения.

4

100101.

Развитие речи.
Выборочное изложение
текста по предложенному
плану (с. 205) «Побег из

2

Ознакомить с сюжетом и
героями
произведения,
развивать
навыки
выразительного
чтения,
расширять словарный запас,
научить определять идейнотематическое
своеобразие
произведения.
Выборочное
изложение
текста.
Основная
мысль
текста.
Главная
и
второстепенная информация.

93-94.

95.

Формулируют тему рассказа,
создают свой текст по личным
впечатлениям и по картинам в
соответствии
с
темой,
последовательно
излагают
мысли, соблюдают абзацы,
соизмеряют части рассказа,
оформляют высказывания в
соответствии
с
нормами
литературного языка.
Знакомятся с биографией М.А. .
Шолохова, важными событиями
его жизни. Вклад в литературу.
Учатся
составлять
литературный
портрет
писателя, правильно и четко
дают ответ на поставленные
вопросы.
Знакомятся с сюжетом и Лагерфюрер,
героями рассказа, развивают аппель-адмирал
навыки выразительного чтения,
расширяют словарный запас,
учатся определять идейнотематическое
своеобразие
произведения.
Читают текст, адекватно его
воспринимают,
выделяют
основную мысль, структурные
части,
главную
и
19

плена»

второстепенную информацию,
воспроизводят фрагмент текста,
который
необходим
для
изложения,
грамотно
оформляют
изложение
на
письме.
Научить
выявлять Учатся выявлять характерные
характерные художественные художественные приемы
приемы повествования.
повествования.

Развитие речи. Просмотр
и
обсуждение
художественного фильма
С. Бондарчука «Судьба
человека» по рассказу
М. Шолохова.
Е.И. Носов. Страницы
жизни и творчества.

2

1

Учить
составлять
литературный
портрет
писателя, правильно и четко
давать ответ на поставленные
вопросы.

105107.

Е.И. Носов. Чтение и
обсуждение
рассказа
«Трудный
хлеб».
Основная
мысль
произведения.

3

108.

Н.М. Рубцов. Страницы
жизни и творчества.

1

Ознакомить с сюжетом и
героями
произведения,
развивать
навыки
выразительного
чтения,
расширять словарный запас,
научить определять идейнотематическое
своеобразие
произведения.
Учить
составлять Знакомятся с биографией
литературный
портрет, Н.М. Рубцова, важными

102103.

104.

Знакомятся с биографией Е.И.
Носова, важными событиями
его жизни. Вклад в литературу.
Учатся
составлять
литературный
портрет
писателя, правильно и четко
дают ответ на поставленные
вопросы.
Знакомятся с сюжетом и Крохаль,
героями рассказа, развивают ягдташ
навыки выразительного чтения,
расширяют словарный запас,
учатся определять идейнотематическое
своеобразие
произведения.

ситник,

20

109112.

113.

113.

Н.М.
Рубцов.
Тема
Родины в стихотворении
«Тихая моя Родина»;
тема
войны
в
стихотворении «Русский
огонек»; вера в светлое
будущее в стихотворении
«Зимняя песня»
Обобщение
по
творчеству Н.М. Рубцова

4

Ю.И. Коваль. Страницы
жизни и творчества.

1

1

правильно и четко давать событиями его жизни. Вклад в
ответ
на
поставленные литературу. Учатся составлять
вопросы.
литературный портрет поэта,
правильно и четко дают ответ
на поставленные вопросы.
Научить определять тему и Анализируют поэтические
идею
стихотворений, тексты, определяют тему и
анализировать поэтические идею стихотворений. Учатся
тексты.
выразительно читать стихи

Обобщить знания учащихся
по творчеству поэта на
основе ранее изученного
материала
Учить
составлять
литературный
портрет
писателя, правильно и четко
давать ответ на поставленные
вопросы.

Повторяют ранее изученный
материал по творчеству поэта.
Выразительное чтение стихов
Знакомятся
с
биографией
Ю.И. Коваля,
важными
событиями его жизни. Вклад в
литературу. Учатся составлять
литературный
портрет
писателя, правильно и четко
дают ответ на поставленные
вопросы.

21

114117.

Ю.И. Коваль. Чтение и
обсуждение глав повести
«Приключение
Васи
Куролесова»

4

Ознакомить с сюжетом и
героями
произведения,
развивать
навыки
выразительного
чтения,
расширять словарный запас,
научить определять идейнотематическое
своеобразие
произведения.

Знакомятся с сюжетом и
героями
глав
повести,
развивают
навыки
выразительного
чтения,
расширяют словарный запас,
учатся определять идейнотематическое
своеобразие
произведения.

Кумак,
бэмское стекло,
каротель,
для блезиру

IV. ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
118120.

Р.Л. Стивенсон. Чтение и
обсуждение
баллады
«Вересковый
мед».
Основная
идея
произведения.

3

Ознакомить с биографией
писателя.
Научить
определять
жанровокомпозиционные
особенности баллады.

121.

1

122125.

Э.
Сетон-Томпсон.
Страницы
жизни
и
творчества.
Э.
Сетон-Томпсон.
Чтение и обсуждения
рассказа
«Снап».
Основная
мысль
произведения.

126.

Д. Даррелл. Страницы
жизни и творчества.

1

Ознакомить с биографией Знакомятся
с
биографией
писателя, его творчеством.
писателя, отвечают на вопросы
по его творчеству
Ознакомить с сюжетом и Знакомятся с сюжетом и
героями
произведения, героями рассказа, развивают
развивать
навыки навыки выразительного чтения,
выразительного
чтения, расширяют словарный запас,
расширять словарный запас, учатся определять идейнонаучить определять идейно- тематическое
своеобразие
тематическое
своеобразие произведения.
произведения.
Ознакомить с биографией Знакомятся
с
биографией
писателя, его творчеством.
писателя, отвечают на вопросы
по его творчеству

4

Знакомятся с биографией
писателя, его творческом пути,
определяют жанровокомпозиционные особенности
баллады.

Бультерьер,
джинджерснап,
гончие,
борзые,
дог,
волкодав,
койот

22

Д. Даррелл. Чтение и
обсуждение
рассказа
«Живописный
жираф»
Основная
мысль
произведения.

4

4

135.

Обобщение
по
творчеству зарубежных
писателей. Внеклассное
чтение.
«Рассказы
о
животных»
Э. СетонаТомпсона
Проверка техники чтения

136.

Резервный урок

1

127130.

131134.

1

Ознакомить с сюжетом и
героями
произведения,
развивать
навыки
выразительного
чтения,
расширять словарный запас,
научить определять идейнотематическое
своеобразие
произведения.
Обобщить знания учащихся
по творчеству зарубежных
писателей на основе ранее
изученного материала

Знакомятся с сюжетом и Аристократ,
героями рассказа, развивают интеллигент
навыки выразительного чтения,
расширяют словарный запас,
учатся определять идейнотематическое
своеобразие
произведения.
Повторяют ранее изученный
материал
по
творчеству
зарубежных писателей.

Проверить
осознанность,
правильность,
беглость,
выразительность
чтения
вслух на конец года

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».