Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
государственное бюджетное образовательное учреждение Свердловской области
"Екатеринбургская школа № 3, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы"
Утверждено
приказом директора школы
№……от………………….. …
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ГЕОГРАФИЯ
для обучающихся 7 класса
(АООП вариант 1)
Составитель:
Царегородцева В.В.
учитель
Екатеринбург – 2023
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «География» предметной области "Естествознание"
разработана в соответствии с нормативно- правовыми документами:
https://ekb3.uralschool.ru/sveden/education
География синтезирует многие компоненты общественно-научного и естественно-научного
знания. Вследствие этого содержание разных разделов курса географии, насыщенное
экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, становится тем
звеном, которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и общественных
дисциплин, природы и общества в целом. В этом проявляется образовательное, развивающее и
воспитательное значение географии.
Основная цель обучения географии - сформировать у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические знания и умения в
повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных природных, социальноэкономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и
обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в
окружающей среде.
Задачами изучения географии являются:
формирование представлений о географии и ее роли в понимании природных и социальноэкономических процессов и их взаимосвязей;
формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной
деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных
стран;
формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки
географических объектов и явлений;
формирование умений и навыков использования географических знаний в повседневной
жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории
проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных
катастроф;
овладение основами картографической грамотности и использование элементарных
практических умений и приемов использования географической карты для получения
географической информации;
формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями
географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных
воздействий.
В соответствии с учебным планом школы на 2023-2024 учебный год на изучение учебного
предмета «География» отведено 2 часа в неделю 68 часов в год. Срок реализации программы один
учебный год (7 класс).
Программа предусматривает возможность реализации при совместном обучении в одном классе
обучающихся с легкой умственной отсталостью с разными особыми образовательными
потребностями. Необходимость учета и опоры на актуальные и потенциальные возможности в
освоении учебного предмета «География» стало основанием для использования в Программе при
проектировании образовательного процесса подхода к условной дифференциации.
По результатам школьной ППк, диагностики стартовых возможностей обучающихся с легкой
умственной отсталостью в освоении содержания образования по учебному предмету «География»
проведена условная дифференциация учащихся в 7а классе
Дифференцированные группы обучающихся
1 группа
Аслан
Илья
Михаил
2 группа
Ксения
Алина
Тихон
Вероника
Артем
Александр
Планируемые результаты
Предметные планируемые результаты
Достаточный уровень
1. уметь
работать
с
учебником,
географическими картами, контурными
картами
2. знать и применять географические понятия
и знания географической терминологии,
уметь их использовать в решении учебных и
практических задач:
знать положение России на физической
карте, карте полушарий, глобусе
знать пояса освещенности России
природные зоны России
приводить примеры природных условий
и богатств России, возможности
использования их людьми
приводить примеры представителей
растительного и животного мира в
каждой природной зоне
приводить
примеры
хозяйства,
основного населения, его занятий,
крупные города в каждой природной
зоне
знать примеры экологических проблем
и основные мероприятия по охране
природы России
знать
названия
географических
объектов на территории России,
указанные в программе
3. выполнять задания без текущего контроля
учителя (при наличии предваряющего и
итогового контроля):
показывать границы России на карте
полушарий, глобусе, физической карте
природных зон России
показывать по физической карте, карте
природных
зон
географические
объекты, указанные в программе
4. осмысленно давать оценку своей работы и
Минимальный уровень
работы других обучающихся, проявлять к
ней
ценностноеотношение,
понимание
замечаний, адекватное восприятие похвалы;
5. принимать участие в беседе, обсуждение
изученного; проявлять желание рассказать о
предмете
изучения,
наблюдения,
заинтересовавшем объекте;
6. знать и соблюдать правила безопасного
поведения в природе и обществе, правил
здорового образа жизни;
7. выполнять
доступные
возрасту
природоохранительные действия.
Личностные планируемые результаты
Достаточный уровень
Минимальный уровень
1. осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2. воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
4. развитие навыков обучения
5. совершенствование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с задачей, поставленной учителем;
6. формирование навыка преобразования информации из одного вида в другой (текст в
таблицу, схему);
7. совершенствование умений продуктивной коммуникации сверстниками и взрослыми в
ходе образовательной деятельности;
8. принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых
мотивов учебной деятельности;
9. интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе географических знаний;
10. осознание ценности здорового и безопасного образа жизни, знание и соблюдение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей
11. сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
12. воспитание эстетических чувств и понимание необходимости сохранения исторических
и культурных памятников нашей страны.
Календарно-тематическое планирование
Тема
Кол-во часов
1 четверть
16
Особенности природы и хозяйства России (общая
характеристика)
12
Географическое положение России на карте мира
1
Европейская и азиатская части России
1
Административное деление России
1
Разнообразие рельефа
1
Полезные ископаемые, их основные месторождения
1
Климат России
1
Водные ресурсы России, их использование
1
Население России. Народы России
1
Промышленность – основа хозяйства, ее отрасли
1
Сельское хозяйство, его отрасли
1
Транспорт. Экономическое развитие европейской и азиатской 1
частей России
Контрольная работа к разделу
1
Природные зоны России
Введение.
2
Размещение
природных зон на территории России
1
Карта природных зон России
1
Зона арктических пустынь
6
Положение на карте
1
Климат
1
2 четверть
16
Растительный и животный мир
1
Население и его основные занятия
1
Северный морской путь
1
Контрольная работа
1
Зона тундры
8
Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые
1
Климат. Водоемы тундры
1
Растительный мир
1
Животный мир тундры
1
Хозяйство. Население и его основные занятия
1
Города: Мурманск, Нарьян-Мар, Норильск, Анадырь
1
Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры
1
Контрольная работа к разделу
1
Лесная зона
16
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые
1
Климат
1
Реки, озера, каналы
1
Растительный мир. Хвойные леса (тайга)
1
3 четверть
22
Смешанные и лиственные леса
1
Животный мир
Пушные звери
1
Значение леса
1
Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны.
1
Промышленность и сельское хозяйство Центральной России
1
Города Центральной России
1
Особенности развития хозяйства Северо-Западной России:
Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Калининград.
1
Западная Сибирь
1
Восточная Сибирь
1
Дальний Восток
1
Заповедники и заказники лесной зоны
1
Контрольная работа к разделу
1
Зона степей
9
Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Реки
1
Растительный мир
1
Животный мир
1
Хозяйство. Население и его основные занятия
1
Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск,
Оренбург, Омск
1
Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград
1
Города степной зоны: Ростов-на-Дону, Ставрополь,
Краснодар
1
Охрана природы зоны степей
1
Обобщающий урок по степной зоне
1
Зона полупустынь и пустынь
6
Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые
1
4 четверть
14
Климат. Реки
1
Растительный мир
1
Животный мир
1
Хозяйство. Население и его основные занятия
Города зоны полупустынь и пустынь
1
Контрольная работа к
полупустынь и пустынь
разделам:
Зона
степей,
Зона 1
Зона субтропиков.
2
Положение на карте
Климат и природа субтропиков
Население, основные занятия. Города-курорты
1
Высотная поясность в горах
7
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат
1
Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа
1
Города и экологические проблемы Урала
1
Алтайские горы. Особенности природы. Хозяйство.
Население и его основные занятия. Города
1
Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его
основные занятия. Города
1
1
Обобщающий урок повторение по высотной поясности в 1
горах
Годовая контрольная работа
1
всего: 68 часов
Содержание предмета
Раздел
Виды деятельности, формы работы
фронтальная, групповая, индивидуальная
Достаточный уровень
Особенности
природы
хозяйства России
и
работают с учебником, делают записи в тетради
показывают границы России, ее положение на
физической карте, карте полушарий, глобусе
называют отрасли промышленности, сельского
хозяйства, виды транспорта
выполняют практические работы с контурными
картами с помощью учителя
Природные зоны России
работают с учебником, делают записи в тетради
знают пояса освещенности, в которых
расположена наша страна
называют природные зоны, показывают их на
карте
делают схематичные зарисовки по темам
Зона арктических степей
работают с учебником, делают записи в тетради
ориентируются в карте природных зон
работают с контурной картой с помощью
учителя
приводят примеры природных условий и
богатств природной зоны России
объясняют возможности использования их
человеком
приводят примеры типичных представителей
растительного и животного мира природной
Минимальный уровень
Зона тундры
зоны
приводят
примеры
отраслей
хозяйства
природной зоны, населения и его занятий
называют экологические проблемы природной
зоны
знают названия географических объектов на
территории России, указанные в программе
устанавливает простейшие взаимосвязи между
климатом, растительным и животным миром,
природными условиями и занятиями населения
работают с учебником, делают записи в тетради
ориентируются в карте природных зон
работают с контурной картой с помощью
учителя
приводят примеры природных условий и
богатств природной зоны России
объясняют возможности использования их
человеком
приводят примеры типичных представителей
растительного и животного мира природной
зоны
приводят
примеры
отраслей
хозяйства
природной зоны, населения и его занятий
называют экологические проблемы природной
зоны
знают названия географических объектов на
территории России, указанные в программе
устанавливает простейшие взаимосвязи между
климатом, растительным и животным миром,
природными условиями и занятиями населения
Лесная зона
работают с учебником, делают записи в тетради
ориентируются в карте природных зон
работают с контурной картой с помощью
учителя
приводят примеры природных условий и
богатств природной зоны России
объясняют возможности использования их
человеком
приводят примеры типичных представителей
растительного и животного мира природной
зоны
приводят
примеры
отраслей
хозяйства
природной зоны, населения и его занятий
называют экологические проблемы природной
зоны
знают названия географических объектов на
территории России, указанные в программе
устанавливает простейшие взаимосвязи между
климатом, растительным и животным миром,
природными условиями и занятиями населения
Зона степей
работают с учебником, делают записи в тетради
ориентируются в карте природных зон
работают с контурной картой с помощью
учителя
приводят примеры природных условий и
богатств природной зоны России
объясняют возможности использования их
человеком
приводят примеры типичных представителей
растительного и животного мира природной
Зона полупустынь и пустынь
зоны
приводят
примеры
отраслей
хозяйства
природной зоны, населения и его занятий
называют экологические проблемы природной
зоны
знают названия географических объектов на
территории России, указанные в программе
устанавливает простейшие взаимосвязи между
климатом, растительным и животным миром,
природными условиями и занятиями населения
работают с учебником, делают записи в тетради
ориентируются в карте природных зон
работают с контурной картой с помощью
учителя
приводят примеры природных условий и
богатств природной зоны России
объясняют возможности использования их
человеком
приводят примеры типичных представителей
растительного и животного мира природной
зоны
приводят
примеры
отраслей
хозяйства
природной зоны, населения и его занятий
называют экологические проблемы природной
зоны
знают названия географических объектов на
территории России, указанные в программе
устанавливает простейшие взаимосвязи между
климатом, растительным и животным миром,
природными условиями и занятиями населения
Зона субтропиков
работают с учебником, делают записи в тетради
ориентируются в карте природных зон
работают с контурной картой с помощью
учителя
приводят примеры природных условий и
богатств природной зоны России
объясняют возможности использования их
человеком
приводят примеры типичных представителей
растительного и животного мира природной
зоны
приводят
примеры
отраслей
хозяйства
природной зоны, населения и его занятий
называют экологические проблемы природной
зоны
знают названия географических объектов на
территории России, указанные в программе
устанавливает простейшие взаимосвязи между
климатом, растительным и животным миром,
природными условиями и занятиями населения
Высотная поясность в горах
работают с учебником, делают записи в тетради
ориентируются в карте природных зон
работают с контурной картой с помощью
учителя
приводят примеры природных условий и
богатств природной зоны России
объясняют возможности использования их
человеком
приводят примеры типичных представителей
растительного и животного мира природной
зоны
приводят
примеры
отраслей
хозяйства
природной зоны, населения и его занятий
называют экологические проблемы природной
зоны
знают названия географических объектов на
территории России, указанные в программе
устанавливает простейшие взаимосвязи между
климатом, растительным и животным миром,
природными условиями и занятиями населения