Рабочая программа учебного предмета География 7 класс

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
государственное бюджетное образовательное учреждение Свердловской области
"Екатеринбургская школа № 3, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы"

Утверждено
приказом директора школы
№……от………………….. …

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ГЕОГРАФИЯ
для обучающихся 7 класса
(АООП вариант 1)

Составитель:
Царегородцева В.В.
учитель

Екатеринбург – 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «География» предметной области "Естествознание"
разработана в соответствии с нормативно- правовыми документами:
https://ekb3.uralschool.ru/sveden/education
География синтезирует многие компоненты общественно-научного и естественно-научного
знания. Вследствие этого содержание разных разделов курса географии, насыщенное
экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, становится тем
звеном, которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и общественных
дисциплин, природы и общества в целом. В этом проявляется образовательное, развивающее и
воспитательное значение географии.
Основная цель обучения географии - сформировать у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические знания и умения в
повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных природных, социальноэкономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и
обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в
окружающей среде.
Задачами изучения географии являются:








формирование представлений о географии и ее роли в понимании природных и социальноэкономических процессов и их взаимосвязей;
формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной
деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных
стран;
формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки
географических объектов и явлений;
формирование умений и навыков использования географических знаний в повседневной
жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории
проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных
катастроф;
овладение основами картографической грамотности и использование элементарных
практических умений и приемов использования географической карты для получения
географической информации;
формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями
географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных
воздействий.

В соответствии с учебным планом школы на 2023-2024 учебный год на изучение учебного
предмета «География» отведено 2 часа в неделю 68 часов в год. Срок реализации программы один
учебный год (7 класс).
Программа предусматривает возможность реализации при совместном обучении в одном классе
обучающихся с легкой умственной отсталостью с разными особыми образовательными
потребностями. Необходимость учета и опоры на актуальные и потенциальные возможности в
освоении учебного предмета «География» стало основанием для использования в Программе при
проектировании образовательного процесса подхода к условной дифференциации.
По результатам школьной ППк, диагностики стартовых возможностей обучающихся с легкой
умственной отсталостью в освоении содержания образования по учебному предмету «География»
проведена условная дифференциация учащихся в 7а классе
Дифференцированные группы обучающихся
1 группа
Аслан
Илья
Михаил

2 группа

Ксения
Алина
Тихон
Вероника
Артем
Александр
Планируемые результаты
Предметные планируемые результаты
Достаточный уровень
1. уметь
работать
с
учебником,
географическими картами, контурными
картами
2. знать и применять географические понятия
и знания географической терминологии,
уметь их использовать в решении учебных и
практических задач:
 знать положение России на физической
карте, карте полушарий, глобусе
 знать пояса освещенности России
 природные зоны России
 приводить примеры природных условий
и богатств России, возможности
использования их людьми
 приводить примеры представителей
растительного и животного мира в
каждой природной зоне
 приводить
примеры
хозяйства,
основного населения, его занятий,
крупные города в каждой природной
зоне
 знать примеры экологических проблем
и основные мероприятия по охране
природы России
 знать
названия
географических
объектов на территории России,
указанные в программе
3. выполнять задания без текущего контроля
учителя (при наличии предваряющего и
итогового контроля):
 показывать границы России на карте
полушарий, глобусе, физической карте
природных зон России
 показывать по физической карте, карте
природных
зон
географические
объекты, указанные в программе
4. осмысленно давать оценку своей работы и

Минимальный уровень

работы других обучающихся, проявлять к
ней
ценностноеотношение,
понимание
замечаний, адекватное восприятие похвалы;
5. принимать участие в беседе, обсуждение
изученного; проявлять желание рассказать о
предмете
изучения,
наблюдения,
заинтересовавшем объекте;
6. знать и соблюдать правила безопасного
поведения в природе и обществе, правил
здорового образа жизни;
7. выполнять
доступные
возрасту
природоохранительные действия.
Личностные планируемые результаты
Достаточный уровень

Минимальный уровень

1. осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2. воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
4. развитие навыков обучения
5. совершенствование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с задачей, поставленной учителем;
6. формирование навыка преобразования информации из одного вида в другой (текст в
таблицу, схему);
7. совершенствование умений продуктивной коммуникации сверстниками и взрослыми в
ходе образовательной деятельности;
8. принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых
мотивов учебной деятельности;
9. интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе географических знаний;
10. осознание ценности здорового и безопасного образа жизни, знание и соблюдение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей
11. сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
12. воспитание эстетических чувств и понимание необходимости сохранения исторических
и культурных памятников нашей страны.

Календарно-тематическое планирование
Тема

Кол-во часов

1 четверть

16

Особенности природы и хозяйства России (общая
характеристика)

12

Географическое положение России на карте мира

1

Европейская и азиатская части России

1

Административное деление России

1

Разнообразие рельефа

1

Полезные ископаемые, их основные месторождения

1

Климат России

1

Водные ресурсы России, их использование

1

Население России. Народы России

1

Промышленность – основа хозяйства, ее отрасли

1

Сельское хозяйство, его отрасли

1

Транспорт. Экономическое развитие европейской и азиатской 1
частей России
Контрольная работа к разделу

1

Природные зоны России
Введение.

2

Размещение
природных зон на территории России

1

Карта природных зон России

1

Зона арктических пустынь

6

Положение на карте

1

Климат

1

2 четверть

16

Растительный и животный мир

1

Население и его основные занятия

1

Северный морской путь

1

Контрольная работа

1

Зона тундры

8

Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые

1

Климат. Водоемы тундры

1

Растительный мир

1

Животный мир тундры

1

Хозяйство. Население и его основные занятия

1

Города: Мурманск, Нарьян-Мар, Норильск, Анадырь

1

Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры

1

Контрольная работа к разделу

1

Лесная зона

16

Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые

1

Климат

1

Реки, озера, каналы

1

Растительный мир. Хвойные леса (тайга)

1

3 четверть

22

Смешанные и лиственные леса

1

Животный мир
Пушные звери

1

Значение леса

1

Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны.

1

Промышленность и сельское хозяйство Центральной России

1

Города Центральной России

1

Особенности развития хозяйства Северо-Западной России:
Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Калининград.

1

Западная Сибирь

1

Восточная Сибирь

1

Дальний Восток

1

Заповедники и заказники лесной зоны

1

Контрольная работа к разделу

1

Зона степей

9

Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Реки

1

Растительный мир

1

Животный мир

1

Хозяйство. Население и его основные занятия

1

Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск,
Оренбург, Омск

1

Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград

1

Города степной зоны: Ростов-на-Дону, Ставрополь,
Краснодар

1

Охрана природы зоны степей

1

Обобщающий урок по степной зоне

1

Зона полупустынь и пустынь

6

Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые

1

4 четверть

14

Климат. Реки

1

Растительный мир

1

Животный мир

1

Хозяйство. Население и его основные занятия
Города зоны полупустынь и пустынь

1

Контрольная работа к
полупустынь и пустынь

разделам:

Зона

степей,

Зона 1

Зона субтропиков.

2

Положение на карте
Климат и природа субтропиков
Население, основные занятия. Города-курорты

1

Высотная поясность в горах

7

Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат

1

Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа

1

Города и экологические проблемы Урала

1

Алтайские горы. Особенности природы. Хозяйство.
Население и его основные занятия. Города

1

Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его
основные занятия. Города

1

1

Обобщающий урок повторение по высотной поясности в 1
горах
Годовая контрольная работа
1
всего: 68 часов

Содержание предмета
Раздел

Виды деятельности, формы работы
фронтальная, групповая, индивидуальная
Достаточный уровень

Особенности
природы
хозяйства России

и

 работают с учебником, делают записи в тетради
 показывают границы России, ее положение на
физической карте, карте полушарий, глобусе
 называют отрасли промышленности, сельского
хозяйства, виды транспорта
 выполняют практические работы с контурными
картами с помощью учителя

Природные зоны России

 работают с учебником, делают записи в тетради
 знают пояса освещенности, в которых
расположена наша страна
 называют природные зоны, показывают их на
карте
 делают схематичные зарисовки по темам

Зона арктических степей

 работают с учебником, делают записи в тетради
 ориентируются в карте природных зон
 работают с контурной картой с помощью
учителя
 приводят примеры природных условий и
богатств природной зоны России
 объясняют возможности использования их
человеком
 приводят примеры типичных представителей
растительного и животного мира природной

Минимальный уровень






Зона тундры

зоны
приводят
примеры
отраслей
хозяйства
природной зоны, населения и его занятий
называют экологические проблемы природной
зоны
знают названия географических объектов на
территории России, указанные в программе
устанавливает простейшие взаимосвязи между
климатом, растительным и животным миром,
природными условиями и занятиями населения

 работают с учебником, делают записи в тетради
 ориентируются в карте природных зон
 работают с контурной картой с помощью
учителя
 приводят примеры природных условий и
богатств природной зоны России
 объясняют возможности использования их
человеком
 приводят примеры типичных представителей
растительного и животного мира природной
зоны
 приводят
примеры
отраслей
хозяйства
природной зоны, населения и его занятий
 называют экологические проблемы природной
зоны
 знают названия географических объектов на
территории России, указанные в программе
 устанавливает простейшие взаимосвязи между
климатом, растительным и животным миром,
природными условиями и занятиями населения

Лесная зона

 работают с учебником, делают записи в тетради
 ориентируются в карте природных зон
 работают с контурной картой с помощью
учителя
 приводят примеры природных условий и
богатств природной зоны России
 объясняют возможности использования их
человеком
 приводят примеры типичных представителей
растительного и животного мира природной
зоны
 приводят
примеры
отраслей
хозяйства
природной зоны, населения и его занятий
 называют экологические проблемы природной
зоны
 знают названия географических объектов на
территории России, указанные в программе
 устанавливает простейшие взаимосвязи между
климатом, растительным и животным миром,
природными условиями и занятиями населения

Зона степей

 работают с учебником, делают записи в тетради
 ориентируются в карте природных зон
 работают с контурной картой с помощью
учителя
 приводят примеры природных условий и
богатств природной зоны России
 объясняют возможности использования их
человеком
 приводят примеры типичных представителей
растительного и животного мира природной






Зона полупустынь и пустынь

зоны
приводят
примеры
отраслей
хозяйства
природной зоны, населения и его занятий
называют экологические проблемы природной
зоны
знают названия географических объектов на
территории России, указанные в программе
устанавливает простейшие взаимосвязи между
климатом, растительным и животным миром,
природными условиями и занятиями населения

 работают с учебником, делают записи в тетради
 ориентируются в карте природных зон
 работают с контурной картой с помощью
учителя
 приводят примеры природных условий и
богатств природной зоны России
 объясняют возможности использования их
человеком
 приводят примеры типичных представителей
растительного и животного мира природной
зоны
 приводят
примеры
отраслей
хозяйства
природной зоны, населения и его занятий
 называют экологические проблемы природной
зоны
 знают названия географических объектов на
территории России, указанные в программе
 устанавливает простейшие взаимосвязи между
климатом, растительным и животным миром,
природными условиями и занятиями населения

Зона субтропиков

 работают с учебником, делают записи в тетради
 ориентируются в карте природных зон
 работают с контурной картой с помощью
учителя
 приводят примеры природных условий и
богатств природной зоны России
 объясняют возможности использования их
человеком
 приводят примеры типичных представителей
растительного и животного мира природной
зоны
 приводят
примеры
отраслей
хозяйства
природной зоны, населения и его занятий
 называют экологические проблемы природной
зоны
 знают названия географических объектов на
территории России, указанные в программе
 устанавливает простейшие взаимосвязи между
климатом, растительным и животным миром,
природными условиями и занятиями населения

Высотная поясность в горах

 работают с учебником, делают записи в тетради
 ориентируются в карте природных зон
 работают с контурной картой с помощью
учителя
 приводят примеры природных условий и
богатств природной зоны России
 объясняют возможности использования их
человеком
 приводят примеры типичных представителей
растительного и животного мира природной






зоны
приводят
примеры
отраслей
хозяйства
природной зоны, населения и его занятий
называют экологические проблемы природной
зоны
знают названия географических объектов на
территории России, указанные в программе
устанавливает простейшие взаимосвязи между
климатом, растительным и животным миром,
природными условиями и занятиями населения


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».