Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
государственное бюджетное образовательное учреждение Свердловской области
"Екатеринбургская школа № 3, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы"
Утверждено
приказом директора школы
№……от………………….. …
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ГЕОГРАФИЯ
для обучающихся 8 класса
(АООП вариант 1)
Составитель:
Царегородцева В.В.
учитель
Екатеринбург – 2023
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «География» предметной области "Естествознание"
разработана в соответствии с нормативно- правовыми документами:
https://ekb3.uralschool.ru/sveden/education
География синтезирует многие компоненты общественно-научного и естественно-научного
знания. Вследствие этого содержание разных разделов курса географии, насыщенное
экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, становится тем
звеном, которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и общественных
дисциплин, природы и общества в целом. В этом проявляется образовательное, развивающее и
воспитательное значение географии.
Основная цель обучения географии - сформировать у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические знания и умения в
повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных природных, социальноэкономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и
обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в
окружающей среде.
Задачами изучения географии являются:
формирование представлений о географии и ее роли в понимании природных и социальноэкономических процессов и их взаимосвязей;
формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной
деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных
стран;
формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки
географических объектов и явлений;
формирование умений и навыков использования географических знаний в повседневной
жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории
проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных
катастроф;
овладение основами картографической грамотности и использование элементарных
практических умений и приемов использования географической карты для получения
географической информации;
формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями
географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных
воздействий.
В соответствии с учебным планом школы на 2023-2024 учебный год на изучение учебного
предмета «География» отведено 2 часа в неделю 68 часов в год. Срок реализации программы один
учебный год (8 класс).
Программа предусматривает возможность реализации при совместном обучении в одном классе
обучающихся с легкой умственной отсталостью с разными особыми образовательными
потребностями. Необходимость учета и опоры на актуальные и потенциальные возможности в
освоении учебного предмета «География» стало основанием для использования в Программе при
проектировании образовательного процесса подхода к условной дифференциации.
По результатам школьной ППк, диагностики стартовых возможностей обучающихся с легкой
умственной отсталостью в освоении содержания образования по учебному предмету «География»
проведена условная дифференциация учащихся в 8а классе на 2 группы
Дифференцированные группы обучающихся
1 группа
Вячеслав
Юлия
Кирилл
2 группа
Сергей
Заур
Марсель
Сергей
Виктор
Константин
Екатерина
Виктория
Артур
Планируемые результаты
Предметные планируемые результаты
Достаточный уровень
1. уметь
работать
с
учебником,
географическими картами, контурными
картами
2. знать и применять географические понятия
и знания географической терминологии,
уметь их использовать в решении учебных и
практических задач:
знать
Атлантический,
Северный
Ледовитый, Тихий, Индийский океаны.
Географическое
положение,
хозяйственное значение
знать особенности географического
положения,
очертания
берегов,
природные условия каждого материка,
население, особенности размещения
3. выполнять задания без текущего контроля
учителя (при наличии предваряющего и
итогового контроля):
ориентироваться по географической
карте, глобусу
уметь самостоятельно показывать на
карте океаны, давать им характеристику
самостоятельно определять на карте
полушарий географическое положение и
очертания каждого материка
составлять описание природных условий
всех материков, опираясь на карту и
картины
делать схематические зарисовки по
изучаемым темам
показывать на карте объекты, указанные
в программе, обозначать их на контурной
карте (с помощью учителя)
4. осмысленно давать оценку своей работы и
работы других обучающихся, проявлять к
ней ценностное отношение, понимание
замечаний, адекватное восприятие похвалы;
5. принимать участие в беседе, обсуждение
Минимальный уровень
1. уметь
работать
с
учебником,
географическими картами, контурными
картами с помощью учителя
2. иметь представление о географических
понятиях,
терминах,
явлениях
(применять опорные карты):
знать названия материков, их
значение (с помощью учителя)
названия материков земного шара (с
помощью учителя)
знать
на
каком
материке
расположена Россия (с помощью
учителя)
3. узнавать и называть изученные объекты
на иллюстрациях, фотографиях, в
опорных карточках;
4. выполнять несложные задания под
контролем учителя:
простые схематические зарисовки по
изучаемым темам
составлять рассказ об изучаемых
географических
объектах
(из
предложенных
учителем
предложений)
показывать на географической карте
океаны и материки земного шара
(заранее выделенные учителем)
5. слушать беседу учителя по изучаемой
теме
6. проявлять адекватную оценку своей
работы, понимание оценки учителя.
изученного; проявлять желание рассказать о
предмете
изучения,
наблюдения,
заинтересовавшем объекте;
6. знать и соблюдать правила безопасного
поведения в природе и обществе, правил
здорового образа жизни;
7. выполнять
доступные
возрасту
природоохранительные действия.
Личностные планируемые результаты
Достаточный уровень
Минимальный уровень
1. осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов культур и религий;
3. формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;
4. толерантное отношение к культуре и быту населения Европы и Азии, традициям и
обычаям;
5. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств при изучении
достопримечательностей различных стран мира;
6. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
7. формирование мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
8. при изучении растительного и животного мира разных материков воспитание
экологической культуры, понимание необходимости охраны редких видов растений и
животных
9. содействие к овладению навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
10. формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности;
11. развитие навыков обучения
12. формирование умений продуктивной коммуникации сверстниками и взрослыми в ходе
образовательной деятельности;
13. принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых
мотивов учебной деятельности;
14. интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе географических знаний;
15. осознание ценности здорового и безопасного образа жизни
16. сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
Календарно-тематическое планирование
Тема
Кол-во часов
1 четверть
16
Что изучают в курсе географии материков и океанов
Материки и части света на глобусе и карте
1
Мировой океан
5
Атлантический океан
1
Северный Ледовитый океан
1
Тихий океан
1
Индийский океан
1
Современное изучение Мирового океана
1
Африка
12
Материки и части света
Африка
Географическое положение
1
Разнообразие рельефа, климат, реки и озера
1
Природные зоны. Растительность тропических лесов
1
Животные тропических лесов
1
Растительность саванн
1
Животные саванн
1
Растительность и животные пустынь
1
Население и государства. Египет, Танзания,
3
2 четверть
16
Южно-Африканская республика (ЮАР)
1
Обобщающий урок к разделу
1
Контрольная работа к разделу
1
Австралия
8
Географическое положение
1
Разнообразие рельефа, климат, реки и озера
1
Растительный мир
1
Животный мир
1
Население
1
Австралийский Союз
1
Океания. Остров Новая Гвинея
1
Контрольная работа к разделу
1
Антарктида
5
Географическое положение. Антарктика
1
Открытие Антарктиды русскими мореплавателями
1
Разнообразие рельефа, климат
1
Растительный и животный мир. Охрана природы
1
Современные исследования Антарктиды
1
3 четверть
22
Америка
Открытие Америки
1
Северная Америка
9
Географическое положение
1
Разнообразие рельефа, климат
1
Реки и озера
1
Растительный и животный мир
1
Население и государства
1
Соединенные Штаты Америки
1
Канада
1
Мексика. Куба
1
Обобщающий урок к разделу
1
Южная Америка
13
Географическое положение
1
Разнообразие рельефа. Климат Южной Америки
1
Реки и озера Южной Америки
1
Растительность тропических лесов
1
Животные тропического леса
1
Растительность саванн, степей, пустынь и горных районов
1
Животный мир саванн, степей, полупустынь, пустынь
1
Население и государства
1
Государства: Бразилия, Аргентина, Перу
3
Обобщающий урок к разделу
1
4 четверть
14
Контрольная работа к разделу «Америка»
1
Евразия
13
Географическое положение
1
Очертания берегов Евразии. Моря Северного Ледовитого и 1
Атлантического океанов. Острова и полуострова
Очертание берегов Евразии Моря Тихого и Индийского 1
океанов. Острова и полуострова
Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Европы
1
Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии
1
Климат Евразии
1
Реки и озера Европы
1
Реки и озера Азии
1
Растительный и животный мир Европы
1
Растительный и животный мир Азии
1
Население Евразии
1
Культура и быт народов Евразии
1
Годовая контрольная работа
1
всего: 68 часов
Содержание предмета
Раздел
Виды деятельности, формы работы
фронтальная, групповая, индивидуальная
Достаточный уровень
Минимальный уровень
Что изучают в курсе географии
материков и океанов
работают с учебником, делают записи в тетради
повторяют
и
закрепляют
знания
о
географическом положении материков и
океанов земного шара, их размерах
работают с опорными картами, с учебником с
помощью учителя
повторяют знания о материках и океанах (с
помощью опорных карт)
Мировой океан
работают с учебником, делают записи в тетради
показывают
на
картах
географическое
положение океанов земного шара, крупные
моря, острова и полуострова
характеризуют географические особенности
океанов, климат
называют, делают схематичные зарисовки
обитателей океанов
знают о хозяйственном значении морей,
океанов
рассказывают о мерах по охране мирового
океана от загрязнения
работают с контурной картой с помощью
учителя
работают с опорными картами, с учебником с
помощью учителя
называют океаны земного шара, их значение (из
предложенных учителем предложений, слов)
узнают, называют изучаемые объекты на
иллюстрациях, фотографиях, в опорных карточках
показывают на географической карте океаны
(заранее выделенные учителем)
выполняют несложную практическую работу по
изучаемой теме
Африка
работают с учебником, делают записи в тетради
показывают
на
картах
географическое
положение материка
знают об особенностях географического
положения, очертания берегов
работают с опорными картами, с учебником с
помощью учителя
называют материк
узнают, называют изучаемые объекты на
иллюстрациях, фотографиях, в опорных карточках
Австралия
Антарктида
Северная Америка
рассказывают о природных условиях материка,
называют примеры растительного и животного
мира
знают о населении, особенностях размещения
приводят примеры стран материка
работают с контурной картой с помощью
учителя
работают с учебником, делают записи в тетради
показывают
на
картах
географическое
положение материка
знают об особенностях географического
положения, очертания берегов
рассказывают о природных условиях материка,
называют примеры растительного и животного
мира
знают о населении, особенностях размещения
приводят примеры стран материка
работают с контурной картой с помощью
учителя
работают с учебником, делают записи в тетради
показывают
на
картах
географическое
положение материка
знают об особенностях географического
положения, очертания берегов
рассказывают о природных условиях материка,
называют примеры растительного и животного
мира
работают с контурной картой с помощью
учителя
работают с учебником, делают записи в тетради
показывают
на
картах
географическое
показывают географическое положение материка
на карте (заранее выделенный учителем)
выполняют несложную практическую работу по
изучаемой теме
работают с опорными картами, с учебником с
помощью учителя
называют материк
узнают, называют изучаемые объекты на
иллюстрациях, фотографиях, в опорных карточках
показывают географическое положение материка
на карте (заранее выделенный учителем)
выполняют несложную практическую работу по
изучаемой теме
работают с опорными картами, с учебником с
помощью учителя
называют материк
узнают, называют изучаемые объекты на
иллюстрациях, фотографиях, в опорных карточках
показывают географическое положение материка
на карте (заранее выделенный учителем)
выполняют несложную практическую работу по
изучаемой теме
работают с опорными картами, с учебником с
помощью учителя
Южная Америка
Евразия
положение материка
знают об особенностях географического
положения, очертания берегов
рассказывают о природных условиях материка,
называют примеры растительного и животного
мира
знают о населении, особенностях размещения
приводят примеры стран материка
работают с контурной картой с помощью
учителя
работают с учебником, делают записи в тетради
показывают
на
картах
географическое
положение материка
знают об особенностях географического
положения, очертания берегов
рассказывают о природных условиях материка,
называют примеры растительного и животного
мира
знают о населении, особенностях размещения
приводят примеры стран материка
работают с контурной картой с помощью
учителя
работают с учебником, делают записи в тетради
показывают
на
картах
географическое
положение материка
знают об особенностях географического
положения, очертания берегов
рассказывают о природных условиях материка,
называют примеры растительного и животного
мира
знают о населении, особенностях размещения
называют материк
узнают, называют изучаемые объекты на
иллюстрациях, фотографиях, в опорных карточках
показывают географическое положение материка
на карте (заранее выделенный учителем)
выполняют несложную практическую работу по
изучаемой теме
работают с опорными картами, с учебником с
помощью учителя
называют материк
узнают, называют изучаемые объекты на
иллюстрациях, фотографиях, в опорных карточках
показывают географическое положение материка
на карте (заранее выделенный учителем)
выполняют несложную практическую работу по
изучаемой теме
работают с опорными картами, с учебником с
помощью учителя
называют материк
узнают, называют изучаемые объекты на
иллюстрациях, фотографиях, в опорных карточках
показывают географическое положение материка
на карте (заранее выделенный учителем)
выполняют несложную практическую работу по
работают с контурной картой с помощью
учителя
изучаемой теме