Рабочая программа учебного предмета География 8 класс

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
государственное бюджетное образовательное учреждение Свердловской области
"Екатеринбургская школа № 3, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы"

Утверждено
приказом директора школы
№……от………………….. …

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ГЕОГРАФИЯ
для обучающихся 8 класса
(АООП вариант 1)

Составитель:
Царегородцева В.В.
учитель

Екатеринбург – 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «География» предметной области "Естествознание"
разработана в соответствии с нормативно- правовыми документами:
https://ekb3.uralschool.ru/sveden/education
География синтезирует многие компоненты общественно-научного и естественно-научного
знания. Вследствие этого содержание разных разделов курса географии, насыщенное
экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, становится тем
звеном, которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и общественных
дисциплин, природы и общества в целом. В этом проявляется образовательное, развивающее и
воспитательное значение географии.
Основная цель обучения географии - сформировать у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические знания и умения в
повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных природных, социальноэкономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и
обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в
окружающей среде.
Задачами изучения географии являются:








формирование представлений о географии и ее роли в понимании природных и социальноэкономических процессов и их взаимосвязей;
формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной
деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных
стран;
формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки
географических объектов и явлений;
формирование умений и навыков использования географических знаний в повседневной
жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории
проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных
катастроф;
овладение основами картографической грамотности и использование элементарных
практических умений и приемов использования географической карты для получения
географической информации;
формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями
географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных
воздействий.

В соответствии с учебным планом школы на 2023-2024 учебный год на изучение учебного
предмета «География» отведено 2 часа в неделю 68 часов в год. Срок реализации программы один
учебный год (8 класс).
Программа предусматривает возможность реализации при совместном обучении в одном классе
обучающихся с легкой умственной отсталостью с разными особыми образовательными
потребностями. Необходимость учета и опоры на актуальные и потенциальные возможности в
освоении учебного предмета «География» стало основанием для использования в Программе при
проектировании образовательного процесса подхода к условной дифференциации.
По результатам школьной ППк, диагностики стартовых возможностей обучающихся с легкой
умственной отсталостью в освоении содержания образования по учебному предмету «География»
проведена условная дифференциация учащихся в 8а классе на 2 группы
Дифференцированные группы обучающихся
1 группа
Вячеслав
Юлия
Кирилл

2 группа
Сергей
Заур
Марсель

Сергей
Виктор
Константин
Екатерина
Виктория

Артур

Планируемые результаты
Предметные планируемые результаты
Достаточный уровень
1. уметь
работать
с
учебником,
географическими картами, контурными
картами
2. знать и применять географические понятия
и знания географической терминологии,
уметь их использовать в решении учебных и
практических задач:
 знать
Атлантический,
Северный
Ледовитый, Тихий, Индийский океаны.
Географическое
положение,
хозяйственное значение
 знать особенности географического
положения,
очертания
берегов,
природные условия каждого материка,
население, особенности размещения
3. выполнять задания без текущего контроля
учителя (при наличии предваряющего и
итогового контроля):
 ориентироваться по географической
карте, глобусу
 уметь самостоятельно показывать на
карте океаны, давать им характеристику
 самостоятельно определять на карте
полушарий географическое положение и
очертания каждого материка
 составлять описание природных условий
всех материков, опираясь на карту и
картины
 делать схематические зарисовки по
изучаемым темам
 показывать на карте объекты, указанные
в программе, обозначать их на контурной
карте (с помощью учителя)
4. осмысленно давать оценку своей работы и
работы других обучающихся, проявлять к
ней ценностное отношение, понимание
замечаний, адекватное восприятие похвалы;
5. принимать участие в беседе, обсуждение

Минимальный уровень
1. уметь
работать
с
учебником,
географическими картами, контурными
картами с помощью учителя
2. иметь представление о географических
понятиях,
терминах,
явлениях
(применять опорные карты):
 знать названия материков, их
значение (с помощью учителя)
 названия материков земного шара (с
помощью учителя)
 знать
на
каком
материке
расположена Россия (с помощью
учителя)
3. узнавать и называть изученные объекты
на иллюстрациях, фотографиях, в
опорных карточках;
4. выполнять несложные задания под
контролем учителя:
 простые схематические зарисовки по
изучаемым темам
 составлять рассказ об изучаемых
географических
объектах
(из
предложенных
учителем
предложений)
 показывать на географической карте
океаны и материки земного шара
(заранее выделенные учителем)
5. слушать беседу учителя по изучаемой
теме
6. проявлять адекватную оценку своей
работы, понимание оценки учителя.

изученного; проявлять желание рассказать о
предмете
изучения,
наблюдения,
заинтересовавшем объекте;
6. знать и соблюдать правила безопасного
поведения в природе и обществе, правил
здорового образа жизни;
7. выполнять
доступные
возрасту
природоохранительные действия.
Личностные планируемые результаты
Достаточный уровень

Минимальный уровень

1. осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов культур и религий;
3. формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;
4. толерантное отношение к культуре и быту населения Европы и Азии, традициям и
обычаям;
5. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств при изучении
достопримечательностей различных стран мира;
6. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
7. формирование мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
8. при изучении растительного и животного мира разных материков воспитание
экологической культуры, понимание необходимости охраны редких видов растений и
животных
9. содействие к овладению навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
10. формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности;
11. развитие навыков обучения
12. формирование умений продуктивной коммуникации сверстниками и взрослыми в ходе
образовательной деятельности;
13. принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых
мотивов учебной деятельности;
14. интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе географических знаний;
15. осознание ценности здорового и безопасного образа жизни
16. сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;

Календарно-тематическое планирование
Тема

Кол-во часов

1 четверть

16

Что изучают в курсе географии материков и океанов
Материки и части света на глобусе и карте

1

Мировой океан

5

Атлантический океан

1

Северный Ледовитый океан

1

Тихий океан

1

Индийский океан

1

Современное изучение Мирового океана

1

Африка

12

Материки и части света
Африка
Географическое положение

1

Разнообразие рельефа, климат, реки и озера

1

Природные зоны. Растительность тропических лесов

1

Животные тропических лесов

1

Растительность саванн

1

Животные саванн

1

Растительность и животные пустынь

1

Население и государства. Египет, Танзания,

3

2 четверть

16

Южно-Африканская республика (ЮАР)

1

Обобщающий урок к разделу

1

Контрольная работа к разделу

1

Австралия

8

Географическое положение

1

Разнообразие рельефа, климат, реки и озера

1

Растительный мир

1

Животный мир

1

Население

1

Австралийский Союз

1

Океания. Остров Новая Гвинея

1

Контрольная работа к разделу

1

Антарктида

5

Географическое положение. Антарктика

1

Открытие Антарктиды русскими мореплавателями

1

Разнообразие рельефа, климат

1

Растительный и животный мир. Охрана природы

1

Современные исследования Антарктиды

1

3 четверть

22

Америка
Открытие Америки

1

Северная Америка

9

Географическое положение

1

Разнообразие рельефа, климат

1

Реки и озера

1

Растительный и животный мир

1

Население и государства

1

Соединенные Штаты Америки

1

Канада

1

Мексика. Куба

1

Обобщающий урок к разделу

1

Южная Америка

13

Географическое положение

1

Разнообразие рельефа. Климат Южной Америки

1

Реки и озера Южной Америки

1

Растительность тропических лесов

1

Животные тропического леса

1

Растительность саванн, степей, пустынь и горных районов

1

Животный мир саванн, степей, полупустынь, пустынь

1

Население и государства

1

Государства: Бразилия, Аргентина, Перу

3

Обобщающий урок к разделу

1

4 четверть

14

Контрольная работа к разделу «Америка»

1

Евразия

13

Географическое положение

1

Очертания берегов Евразии. Моря Северного Ледовитого и 1
Атлантического океанов. Острова и полуострова
Очертание берегов Евразии Моря Тихого и Индийского 1
океанов. Острова и полуострова
Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Европы

1

Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии

1

Климат Евразии

1

Реки и озера Европы

1

Реки и озера Азии

1

Растительный и животный мир Европы

1

Растительный и животный мир Азии

1

Население Евразии

1

Культура и быт народов Евразии

1

Годовая контрольная работа

1
всего: 68 часов

Содержание предмета
Раздел

Виды деятельности, формы работы
фронтальная, групповая, индивидуальная
Достаточный уровень

Минимальный уровень

Что изучают в курсе географии
материков и океанов

 работают с учебником, делают записи в тетради
 повторяют
и
закрепляют
знания
о
географическом положении материков и
океанов земного шара, их размерах

 работают с опорными картами, с учебником с
помощью учителя
 повторяют знания о материках и океанах (с
помощью опорных карт)

Мировой океан

 работают с учебником, делают записи в тетради
 показывают
на
картах
географическое
положение океанов земного шара, крупные
моря, острова и полуострова
 характеризуют географические особенности
океанов, климат
 называют, делают схематичные зарисовки
обитателей океанов
 знают о хозяйственном значении морей,
океанов
 рассказывают о мерах по охране мирового
океана от загрязнения
 работают с контурной картой с помощью
учителя

 работают с опорными картами, с учебником с
помощью учителя
 называют океаны земного шара, их значение (из
предложенных учителем предложений, слов)
 узнают, называют изучаемые объекты на
иллюстрациях, фотографиях, в опорных карточках
 показывают на географической карте океаны
(заранее выделенные учителем)
 выполняют несложную практическую работу по
изучаемой теме

Африка

 работают с учебником, делают записи в тетради
 показывают
на
картах
географическое
положение материка
 знают об особенностях географического
положения, очертания берегов

 работают с опорными картами, с учебником с
помощью учителя
 называют материк
 узнают, называют изучаемые объекты на
иллюстрациях, фотографиях, в опорных карточках

Австралия

Антарктида

Северная Америка

 рассказывают о природных условиях материка,
называют примеры растительного и животного
мира
 знают о населении, особенностях размещения
 приводят примеры стран материка
 работают с контурной картой с помощью
учителя
 работают с учебником, делают записи в тетради
 показывают
на
картах
географическое
положение материка
 знают об особенностях географического
положения, очертания берегов
 рассказывают о природных условиях материка,
называют примеры растительного и животного
мира
 знают о населении, особенностях размещения
 приводят примеры стран материка
 работают с контурной картой с помощью
учителя
 работают с учебником, делают записи в тетради
 показывают
на
картах
географическое
положение материка
 знают об особенностях географического
положения, очертания берегов
 рассказывают о природных условиях материка,
называют примеры растительного и животного
мира
 работают с контурной картой с помощью
учителя
 работают с учебником, делают записи в тетради
 показывают
на
картах
географическое

 показывают географическое положение материка
на карте (заранее выделенный учителем)
 выполняют несложную практическую работу по
изучаемой теме

 работают с опорными картами, с учебником с
помощью учителя
 называют материк
 узнают, называют изучаемые объекты на
иллюстрациях, фотографиях, в опорных карточках
 показывают географическое положение материка
на карте (заранее выделенный учителем)
 выполняют несложную практическую работу по
изучаемой теме

 работают с опорными картами, с учебником с
помощью учителя
 называют материк
 узнают, называют изучаемые объекты на
иллюстрациях, фотографиях, в опорных карточках
 показывают географическое положение материка
на карте (заранее выделенный учителем)
 выполняют несложную практическую работу по
изучаемой теме
 работают с опорными картами, с учебником с
помощью учителя







Южная Америка









Евразия








положение материка
знают об особенностях географического
положения, очертания берегов
рассказывают о природных условиях материка,
называют примеры растительного и животного
мира
знают о населении, особенностях размещения
приводят примеры стран материка
работают с контурной картой с помощью
учителя
работают с учебником, делают записи в тетради
показывают
на
картах
географическое
положение материка
знают об особенностях географического
положения, очертания берегов
рассказывают о природных условиях материка,
называют примеры растительного и животного
мира
знают о населении, особенностях размещения
приводят примеры стран материка
работают с контурной картой с помощью
учителя
работают с учебником, делают записи в тетради
показывают
на
картах
географическое
положение материка
знают об особенностях географического
положения, очертания берегов
рассказывают о природных условиях материка,
называют примеры растительного и животного
мира
знают о населении, особенностях размещения

 называют материк
 узнают, называют изучаемые объекты на
иллюстрациях, фотографиях, в опорных карточках
 показывают географическое положение материка
на карте (заранее выделенный учителем)
 выполняют несложную практическую работу по
изучаемой теме

 работают с опорными картами, с учебником с
помощью учителя
 называют материк
 узнают, называют изучаемые объекты на
иллюстрациях, фотографиях, в опорных карточках
 показывают географическое положение материка
на карте (заранее выделенный учителем)
 выполняют несложную практическую работу по
изучаемой теме

 работают с опорными картами, с учебником с
помощью учителя
 называют материк
 узнают, называют изучаемые объекты на
иллюстрациях, фотографиях, в опорных карточках
 показывают географическое положение материка
на карте (заранее выделенный учителем)
 выполняют несложную практическую работу по

 работают с контурной картой с помощью
учителя

изучаемой теме


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».