Речь и альтернативная коммуникация
Цель курса - формирование коммуникативно-речевых умений и (или) совершенствование умений
пользоваться средствами
коммуникации (невербальными и вербальными) в
процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками для решения соответствующих возрасту житейских
задач.
Направления работы:
- развитие речи как средства
общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка: развитие
понимания смысловых единиц, обозначающих объекты и явления окружающего мира;
формирование и развитие умения самостоятельно использовать лексико-грамматический
материал в учебных и коммуникативных целях.
- овладение доступными средствами
коммуникации и общения – вербальными и невербальными: работа по повышению
качества сформированности устной речи (при ее наличии), понимания обращенной
речи; понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических
знаков; развитие умения пользоваться средствами альтернативной коммуникации
(предметы, графические изображения, шумовые, голосовые и речеподражательные
реакции, движения, мимика, условные жесты, взгляд, электронный средства
(коммуникаторы, приложения)) для решения учебных и коммуникативных задач.
-
формирование и развитие умения пользоваться доступными средствами
коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения актуальных
задач и выражения индивидуальных потребностей.
- повышение мотивации к
коммуникации: создание проблемных ситуаций, общение и взаимодействие в
разнообразных видах детской деятельности.
- глобальное чтение в доступных
ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова: узнавание и различение
напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных
предметов и действий; использование карточек с напечатанными словами как
средства коммуникации.
- развитие предпосылок к
осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму: выполнение доступных
графических упражнений (рисование простых графических элементов по обводке, по
подражанию, образцу; раскрашивание и штриховка фигур, свободное рисование под
музыку и т. п.);
- узнавание, различение и письмо букв, слогов, слов, предложений и текстов (по возможности).