Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2
Уровень образования
- Основное общее образование
Формы обучения
- Очная
Нормативный срок обучения
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули)
-
Речь и альтернативная коммуникация
Цель курса - формирование коммуникативно-речевых умений и (или) совершенствование умений пользоваться средствами коммуникации (невербальными и вербальными) в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Направления работы:
- развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка: развитие понимания смысловых единиц, обозначающих объекты и явления окружающего мира; формирование и развитие умения самостоятельно использовать лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.
- овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными: работа по повышению качества сформированности устной речи (при ее наличии), понимания обращенной речи; понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков; развитие умения пользоваться средствами альтернативной коммуникации (предметы, графические изображения, шумовые, голосовые и речеподражательные реакции, движения, мимика, условные жесты, взгляд, электронный средства (коммуникаторы, приложения)) для решения учебных и коммуникативных задач.
- формирование и развитие умения пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения актуальных задач и выражения индивидуальных потребностей.
- повышение мотивации к коммуникации: создание проблемных ситуаций, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.
- глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова: узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий; использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
- развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму: выполнение доступных графических упражнений (рисование простых графических элементов по обводке, по подражанию, образцу; раскрашивание и штриховка фигур, свободное рисование под музыку и т. п.);
- узнавание, различение и письмо букв, слогов, слов, предложений и текстов (по возможности).
-
Математические представления
Цель курса– формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.
Программа включает изучение следующих разделов:
«Количественные представления», «Представления о форме», "Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».
Возможные результаты (основные задачи) реализации содержания:
- элементарные математические представления о форме, величине, количественных (дочисловых), пространственных, временных представлениях;
- представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность;
- владение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.
-
Окружающий природный мир
Целями учебного курса являются формирование целостной картины мира и осознание места в нѐм человека на основе единства рационально-научного познания эмоционально-ценностного осмысления ребѐнком личного опыта общения с людьми и природой.
Возможные результаты:
1) Элементарные представления о течении времени.
2) Представления о смене времен года и соответствующих сезонных
изменениях в природе.
3) Умения адаптироваться к конкретным природным и
климатическим условиям.
4) Представления о животном и растительном мире, их значении в
жизни человек.
5)Представлениях о явлениях и объекта неживой природы.
-
Человек
Цель учебного курса –формирование представления о себе как "Я", осознание общности и различий "Я" от других.
Программа представлена следующими разделами:
«Представление о себе», «Гигиена тела», « Одевание и раздевание»,«Приѐм пищи»,«Туалет», «Семья».
Возможные результаты:
-умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей;
-умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья.
- поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами;
- представления о своей семье, о взаимоотношениях в семье.
-
Домоводство
Программа по домоводству включает следующие разделы:
"Покупки", "Уход за вещами", "Обращение с кухонным инвентарем", "Приготовление пищи", "Уборка помещений и территории".
Целями учебного курса повышение самостоятельности обучающихся в выполнении хозяйственно- бытовой деятельности. Возможные результаты:
- умение обращаться с инвентарем и электроприборами;
- освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами;
- овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности);
- развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач и коррекция недостатков моторики и совершенствование зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением доступных бытовых поручений.
Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия обучающихся в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками снижает зависимость обучающихся от окружающих, укрепляет уверенность в своих силах и способствует их социализации в обществе.
-
Окружающий социальный мир
Освоение учебного курса «Окружающий социальный мир» предполагает работу над освоением каждым обучающимся в доступном ему спектре и объеме соответствующих планируемых результатов и включает в себя следующие направления:
- формировать и обогащать представления о мире, созданном руками человека; о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах, о транспорте; об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей, о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка и т.д.; воспитывать интерес к объектам, созданным человеком.
- формировать и развивать умения: соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах; взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
- развивать межличностные и групповые отношения посредством формирования и расширения представлений о дружбе, товарищах, сверстниках, формирования и развития умений находить друзей, строить отношения, сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание, взаимодействовать в группе, организовывать свое свободное время
- способствовать накоплению положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни: представление о праздниках и участие в них, следование семейным, школьным, государственным традициям, эстетическим эталонам.
- формировать и расширять представления об обязанностях и правах ребенка, об обязанностях обучающегося, гражданина и др.; о стране проживания и ее народе, государственно символике, значимых исторических событиях и выдающихся людях России.
"Квартира, дом, двор", "Продукты питания", "Предметы быта", "Школа", "Предметы и материалы, изготовленные человеком", "Город", "Транспорт", "Страна", "Традиции и обычаи".
-
Музыка и движение
Целями учебного курса являются развитие эмоциональной и личностной сфер как средства социализации и самореализации обучающегося.
Возможные результаты:
1) Накопление впечатлений и формирование интереса к доступным видам музыкального искусства.
2) Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровых умений.
3) Освоение игры на доступных музыкальных инструментах.
4) Эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкально-танцевальных, вокальных и инструментальных выступлений.
5) Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях (умение проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной и самостоятельной музыкальной деятельности.
Разделы программы:
1 «Слушание музыки»
2 «Пение»
3.»Движение под музыку»
4 «Игра на музыкальных инструментах»
-
Изобразительная деятельность
Целью обучения изобразительной деятельности является формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.
Возможные результаты:
1 Накопление впечатлений и формирование интереса к доступным видам изобразительного искусства;
2 Формирование простейших эстетических ориентиров (красиво – не красиво) в практической жизни и их использование в организации обыденной жизни и праздника;
3 Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, рисование, аппликация;
4 Развитие способности к совместной и самостоятельной
изобразительной деятельности;
5 Накопление опыта самовыражения в процессе изобразительной деятельности.
Программа по изобразительной деятельности включает 3 раздела:
«Лепка», «Рисование», «Аппликация».
Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования предметно-практической деятельности у обучающихся.
Изобразительное искусство имеет большое значение для развития и воспитания детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, коррекции их познавательной деятельности. . В ходе уроков по данному курсу у обучающихся развиваются аккуратность, настойчивость, самостоятельность в работе.
-
Адаптивная физкультура
Целью занятий по адаптивной физической культуре является
повышение двигательной активности обучающихся, обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.
Возможные результаты:
- развитие восприятия собственного тела, осознание своих физических
возможностей и ограничений;
- освоение доступных способов передвижения (в том числе с
использованием технических средств);
- соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью,
самостоятельностью и независимостью;
- формирование двигательных навыков, координации движений,
физических качеств;
- освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности:
велосипедная езда, ходьба на лыжах, спортивные и подвижные
игры, туризм и др.
Программа по адаптивной физической культуре включает 6 разделов: "Плавание", "Коррекционные подвижные игры", "Велосипедная подготовка", "Лыжная подготовка", "Физическая подготовка", "Туризм".
-
Профильный труд
Целью трудового обучения является подготовка обучающихся и подростков с умеренной, Тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР к доступной трудовой деятельности. Основные задачи: развитие интереса к трудовой деятельности; формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием; освоение отдельных операций и технологий по изготовлению различных изделий, по работе с почвой, с растениями.
Обучение труду опирается на умения и навыки, сформированные у обучающихся в ходе занятий по предметно-практической деятельности, и нацелено на освоение доступных технологий изготовления продукции. Важно формирование мотивации трудовой деятельности, развитие интереса к разным видам доступной трудовой деятельности, положительное отношение к результатам своего труда. Обучающихся знакомят с различными материалами и инструментами, со специальным оборудованием, учат соблюдать технику безопасности в ходе трудового процесса. У обучающихся постепенно накапливается практический опыт, происходит формирование операционно-технических умений, формируются навыки самостоятельного изготовления продукции (умения намечать цель, подбирать необходимые инструменты и материалы, осуществлять задуманное, оценивать результат).
Подросток учится организовывать свое рабочее место в соответствии с используемыми материалами, инструментами, оборудованием. С помощью педагогического работника (или самостоятельно) он создает эскиз изделия, проводит анализ образца (задания) с опорой на рисунок, схему, инструкцию; планирует последовательность операций по изготовлению продукта; контролирует качество выполненной работы; обсуждает полученный результат в соответствии с своими представлениями. Постепенно у обучающегося формируются такие качества трудовой деятельности, которые позволяют выполнять освоенную деятельность в течение длительного времени, осуществлять работу в соответствии с требованиями, предъявляемые к качеству продукта и производить его в установленные сроки.
Программа по профильному труду представлена следующими разделами: "Полиграфия", "Керамика", "Батик", "Ткачество", "Шитье", "Деревообработка", "Растениеводство". Этот перечень может быть дополнен или заменен другими профилями труда по усмотрению образовательной организации, с учетом местных и региональных условий и возможностей для будущей трудовой занятости обучающегося, а также кадрового обеспечения организации.
-
Коррекционно-развивающие занятие: Сенсорное развитие
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта обучающихся, то есть от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У обучающихся с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у обучающегося, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Обучающиеся с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.
Целью обучения является обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.
Программно-методический материал включает 5 разделов: "Зрительное восприятие", "Слуховое восприятие", "Кинестетическое восприятие", "Восприятие запаха", "Восприятие вкуса".
Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений обучающегося, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции обучающегося, например, эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорноперцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.
-
Коррекционно-развивающие занятие: Предметно-практические действия
Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Программно-методический материал включает 2 раздела: "Действия с материалами", "Действия с предметами".
В процессе обучения обучающиеся знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание, которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.
-
Коррекционно-развивающие занятие: Двигательное развитие
Основные задачи: мотивация двигательной активности, поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений; освоение новых способов передвижения, включая передвижение с помощью технических средств реабилитации. Целенаправленное развитие движений на специально организованных занятиях, которые проводятся инструкторами лечебной физкультуры и (или) учитель адаптивной физкультуры.
Развитие двигательных умений у обучающихся с детским церебральным параличом тесно связано с профилактикой возникновения у них патологических состояний. В ходе работы тело обучающегося фиксируется в таких позах (горизонтальных, сидячих, вертикальных), которые снижают активность патологических рефлексов, обеспечивая максимально комфортное положение обучающегося в пространстве и возможность реализации движений. Придание правильной позы и фиксация обеспечивается при помощи специального оборудования и вспомогательных приспособлений с соблюдением индивидуального режима. Такая работа организуется в физкультурном зале, в классе и дома в соответствии с рекомендациями врача-ортопеда и специалиста по лечебной физкультуре. Обеспечение условий для придания и поддержания правильного положения тела создает благоприятные предпосылки для обучения обучающегося самостоятельным движениям, действиям с предметами, элементарным операциям самообслуживания, способствует развитию познавательных процессов.
-
Коррекционно-развивающие занятие: Альтернативная коммуникация
Обучение обучающегося речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия. Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Практики
-
Практики нет