Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 Документ подписан электронной подписью Серийный номер 133600552358087161194895262509558337786447861784 Директор/Заведующий Аксёнова Марина Васильевна Дата подписания документа 16.12.2024 17:02:50 (скачать) (посмотреть) (текст документа)

Уровень образования

  • Основное общее образование

Формы обучения

  • Очная

Нормативный срок обучения

13

Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули)

  • Речь и альтернативная коммуникация

    Цель курса  - формирование коммуникативно-речевых умений и (или)  совершенствование  умений  пользоваться  средствами коммуникации (невербальными и вербальными) в  процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками для  решения соответствующих возрасту житейских задач.

    Направления работы:

    - развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка: развитие понимания смысловых единиц, обозначающих объекты и явления окружающего мира; формирование и развитие умения самостоятельно использовать лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.Хочу такой сайт

    - овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными: работа по повышению качества сформированности устной речи (при ее наличии), понимания обращенной речи; понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков; развитие умения пользоваться средствами альтернативной коммуникации (предметы, графические изображения, шумовые, голосовые и речеподражательные реакции, движения, мимика, условные жесты, взгляд, электронный средства (коммуникаторы, приложения)) для решения учебных и коммуникативных задач.

    -  формирование и развитие умения пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения актуальных задач и выражения индивидуальных потребностей.

    - повышение мотивации к коммуникации: создание проблемных ситуаций, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.

    - глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова: узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий; использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

    - развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму: выполнение доступных графических упражнений (рисование простых графических элементов по обводке, по подражанию, образцу; раскрашивание и штриховка фигур, свободное рисование под музыку и т. п.);

    - узнавание, различение и письмо букв, слогов, слов, предложений и текстов (по возможности).

  • Математические представления

    Цель курса– формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.

    Программа включает изучение следующих разделов:Хочу такой сайт

    «Количественные представления», «Представления о форме»,  "Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».

    Возможные результаты (основные задачи) реализации содержания:

    - элементарные математические представления о форме, величине, количественных (дочисловых), пространственных, временных представлениях;

    - представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность;

      - владение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.

  • Окружающий природный мир

    Целями учебного курса являются формирование целостной картины мира и осознание места в нѐм человека на основе единства рационально-научного познания эмоционально-ценностного осмысления ребѐнком личного опыта  общения  с  людьми и природой.

    Возможные результаты:

    1) Элементарные представления о течении времени.Хочу такой сайт

    2) Представления о смене времен года и соответствующих сезонных

    изменениях в природе.

    3) Умения адаптироваться к конкретным природным и

    климатическим условиям.

    4) Представления о животном и растительном мире, их значении в

    жизни человек.

    5)Представлениях о явлениях и объекта неживой природы.

  • Человек

    Цель учебного курса –формирование представления о себе как "Я", осознание общности и различий "Я" от других.

     Программа представлена следующими разделами: Хочу такой сайт

    «Представление о себе», «Гигиена тела», « Одевание и  раздевание»,«Приѐм пищи»,«Туалет», «Семья».

    Возможные результаты:

    -умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей;

    -умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья.

    - поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами;

    - представления о своей семье, о взаимоотношениях в семье.

  • Домоводство

    Программа по домоводству включает следующие разделы:

    "Покупки", "Уход за вещами", "Обращение с кухонным инвентарем", "Приготовление пищи", "Уборка помещений и территории".Хочу такой сайт

     Целями учебного курса повышение самостоятельности обучающихся в выполнении хозяйственно- бытовой деятельности. Возможные результаты:

    умение обращаться с инвентарем и электроприборами;

    освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами;

    - овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности);

    - развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с  психическими и  физическими  возможностями)  в решении повседневных  жизненных задач и коррекция недостатков моторики и совершенствование зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий  с применением  доступных бытовых поручений.

      Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия обучающихся в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками снижает  зависимость обучающихся  от окружающих, укрепляет уверенность в своих силах и способствует их социализации в обществе.

  • Окружающий социальный мир

    Освоение  учебного курса «Окружающий социальный мир» предполагает работу над  освоением каждым обучающимся в доступном ему спектре и объеме соответствующих планируемых результатов и включает в себя следующие направления:

    - формировать и обогащать представления о мире, созданном руками человека; о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах, о транспорте; об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей, о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка и т.д.; воспитывать интерес к объектам, созданным человеком. Хочу такой сайт

    - формировать и развивать умения: соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах; взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

    - развивать межличностные и групповые отношения посредством формирования и расширения представлений о дружбе, товарищах, сверстниках, формирования и развития умений находить друзей, строить отношения, сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание, взаимодействовать в группе, организовывать свое свободное время

    - способствовать накоплению положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни: представление о праздниках и участие в них, следование семейным, школьным, государственным традициям, эстетическим эталонам.

    - формировать и расширять представления об обязанностях и правах ребенка, об обязанностях обучающегося, гражданина и др.; о стране проживания и ее народе, государственно символике, значимых исторических событиях и выдающихся людях России.

    "Квартира, дом, двор", "Продукты питания", "Предметы быта", "Школа", "Предметы и материалы, изготовленные человеком", "Город", "Транспорт", "Страна", "Традиции и обычаи".

  • Музыка и движение

    Целями  учебного курса являются  развитие  эмоциональной и личностной сфер как средства социализации  и самореализации обучающегося.Хочу такой сайт

    Возможные результаты:

    1) Накопление впечатлений и формирование интереса к  доступным видам музыкального искусства.

    2) Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровых умений.Хочу такой сайт

    3) Освоение игры на доступных музыкальных инструментах.

    4) Эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкально-танцевальных, вокальных и инструментальных выступлений.

    5) Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях (умение проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной и самостоятельной музыкальной деятельности.

    Разделы программы:

    1 «Слушание музыки»

    2 «Пение»

    3.»Движение под музыку»

    4 «Игра на музыкальных инструментах»

  • Изобразительная деятельность

    Целью обучения изобразительной деятельности является формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.

    Возможные результаты:

    1 Накопление впечатлений и формирование интереса к доступным видам изобразительного искусства;

    2 Формирование простейших эстетических ориентиров (красиво – не красиво) в практической жизни и их использование в организации обыденной жизни и праздника;Хочу такой сайт

    3 Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, рисование, аппликация;

    4 Развитие способности к совместной и самостоятельной

    изобразительной деятельности;

    5 Накопление опыта самовыражения в процессе изобразительной деятельности.

    Программа по изобразительной деятельности включает 3 раздела:

    «Лепка», «Рисование», «Аппликация».

    Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования предметно-практической деятельности у обучающихся.

    Изобразительное искусство имеет большое значение для развития и воспитания детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, коррекции их познавательной деятельности. . В ходе уроков по данному курсу у обучающихся развиваются аккуратность, настойчивость, самостоятельность в работе. 

  • Адаптивная физкультура

    Целью занятий по адаптивной физической культуре является

    повышение двигательной  активности обучающихся,  обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.

    Возможные результаты:

    - развитие восприятия собственного тела, осознание своих физических

    возможностей и ограничений;

    - освоение доступных способов передвижения (в том числе сХочу такой сайт

    использованием технических средств);

    - соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью,

    самостоятельностью и независимостью;

    - формирование двигательных навыков, координации движений,

    физических качеств;

    - освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности:

    велосипедная езда, ходьба на лыжах,  спортивные и подвижные

    игры, туризм и др.

    Программа по адаптивной физической культуре включает 6 разделов: "Плавание", "Коррекционные подвижные игры", "Велосипедная подготовка", "Лыжная подготовка", "Физическая подготовка", "Туризм".

  • Профильный труд

    Целью трудового обучения является подготовка обучающихся и подростков с умеренной, Тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР к доступной трудовой деятельности. Основные задачи: развитие интереса к трудовой деятельности; формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием; освоение отдельных операций и технологий по изготовлению различных изделий, по работе с почвой, с растениями.

    Обучение труду опирается на умения и навыки, сформированные у обучающихся в ходе занятий по предметно-практической деятельности, и нацелено на освоение доступных технологий изготовления продукции. Важно формирование мотивации трудовой деятельности, развитие интереса к разным видам доступной трудовой деятельности, положительное отношение к результатам своего труда. Обучающихся знакомят с различными материалами и инструментами, со специальным оборудованием, учат соблюдать технику безопасности в ходе трудового процесса. У обучающихся постепенно накапливается практический опыт, происходит формирование операционно-технических умений, формируются навыки самостоятельного изготовления продукции (умения намечать цель, подбирать необходимые инструменты и материалы, осуществлять задуманное, оценивать результат).

    Подросток учится организовывать свое рабочее место в соответствии с используемыми материалами, инструментами, оборудованием. С помощью педагогического работника (или самостоятельно) он создает эскиз изделия, проводит анализ образца (задания) с опорой на рисунок, схему, инструкцию; планирует последовательность операций по изготовлению продукта; контролирует качество выполненной работы; обсуждает полученный результат в соответствии с своими представлениями. Постепенно у обучающегося формируются такие качества трудовой деятельности, которые позволяют выполнять освоенную деятельность в течение длительного времени, осуществлять работу в соответствии с требованиями, предъявляемые к качеству продукта и производить его в установленные сроки.

    Программа по профильному труду представлена следующими разделами: "Полиграфия", "Керамика", "Батик", "Ткачество", "Шитье", "Деревообработка", "Растениеводство". Этот перечень может быть дополнен или заменен другими профилями труда по усмотрению образовательной организации, с учетом местных и региональных условий и возможностей для будущей трудовой занятости обучающегося, а также кадрового обеспечения организации.

  • Коррекционно-развивающие занятие: Сенсорное развитие


    Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта обучающихся, то есть от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У обучающихся с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у обучающегося, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Обучающиеся с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.Хочу такой сайт

    Целью обучения является обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.

    Программно-методический материал включает 5 разделов: "Зрительное восприятие", "Слуховое восприятие", "Кинестетическое восприятие", "Восприятие запаха", "Восприятие вкуса".

    Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений обучающегося, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции обучающегося, например, эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорноперцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.

  • Коррекционно-развивающие занятие: Предметно-практические действия

    Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

    Программно-методический материал включает 2 раздела: "Действия с материалами", "Действия с предметами".

    В процессе обучения обучающиеся знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание, которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.

  • Коррекционно-развивающие занятие: Двигательное развитие

    Основные задачи: мотивация двигательной активности, поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений; освоение новых способов передвижения, включая передвижение с помощью технических средств реабилитации. Целенаправленное развитие движений на специально организованных занятиях, которые проводятся инструкторами лечебной физкультуры и (или) учитель адаптивной физкультуры.

    Развитие двигательных умений у обучающихся с детским церебральным параличом тесно связано с профилактикой возникновения у них патологических состояний. В ходе работы тело обучающегося фиксируется в таких позах (горизонтальных, сидячих, вертикальных), которые снижают активность патологических рефлексов, обеспечивая максимально комфортное положение обучающегося в пространстве и возможность реализации движений. Придание правильной позы и фиксация обеспечивается при помощи специального оборудования и вспомогательных приспособлений с соблюдением индивидуального режима. Такая работа организуется в физкультурном зале, в классе и дома в соответствии с рекомендациями врача-ортопеда и специалиста по лечебной физкультуре. Обеспечение условий для придания и поддержания правильного положения тела создает благоприятные предпосылки для обучения обучающегося самостоятельным движениям, действиям с предметами, элементарным операциям самообслуживания, способствует развитию познавательных процессов.

  • Коррекционно-развивающие занятие: Альтернативная коммуникация

    Обучение  обучающегося речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия. Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Практики

  • Практики нет

Об использовании электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

С целью организационно-методической поддержки организации дистанционного образования обучающихся с ОВЗ, в том числе с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на сайте создан соответствующий разделДистанционное обучение

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».