09.03.2023
5 апреля 2023 года на
базе основного здания школы на ул. Софьи Ковалевской прошло очередное заседание
школьной кафедры логопедии.
Тема заседания:
«Обучение чтению детей с расстройствами аутистического спектра: организация
образовательной среды, адаптация программного материала и способов его
подачи».
На сегодняшний день это
тема весьма актуальна, поскольку детей с аутистическим расстройствами среди
обучающихся нашей школы с каждым годом становится все больше.
Дети с аутизмом и
интеллектуальной недостаточностью несмотря на все сложности, способны овладеть
навыком чтения при систематическом пролонгированном и адаптивном обучении. Педагогу
(учителю, логопеду), реализующему данную задачу, важно знать и учитывать не
только актуальные, но и потенциальные ментальные возможности обучающихся с РАС.
При опоре на зону их ближайшего развития, а также на принципы специальной
педагогики, в частности, развивающего обучения, доступности, наглядности,
системности и индивидуальности, педагогам необходимо применять в своей работе
новые коррекционные приёмы обучения, дополняя ими классические, доказавшие свою
эффективность и надёжность.
Об этом рассказали в
своих выступлениях логопеды, работающие в основном здании школы (С.Ковалевской)
Волкова А.А. и Маргилевская Л.В., а также логопед высшей квалификационной
категории Уржунцева О.В., имеющая большой опыт логопедической работы с данной
категорией детей на базе учебно-воспитательного корпуса (ул. Красина).
По итогам
заинтересованной работы участников заседания было решено продолжить обсуждение
данной темы на ближайшей встрече (май 2023 года) и заслушать выступление
учителя и логопеда Чернову Н.Н., которая работает в 1а классе, где задача
обучения детей с РАС навыкам чтения реализуется в тесной взаимосвязи
коррекционно-педагогического сотрудничества учителя (Чернова Н.Н.) и логопеда
(Уржунцева О.В.).
7 февраля 2023 года на базе
учебно-воспитательного корпуса на улице Красина, 37 прошло заседание школьной
кафедры логопедии. Обсуждаемая тема – «Нейропсихологические подходы в работе
учителя-логопеда с детьми с интеллектуальными нарушениями» весьма актуальна в
практике её применения.
Чтобы повысить эффективность
коррекционной работы, учителю-логопеду необходимо глубоко понимать причины
речевых нарушений, а для этого изучать, познавать и применять в своей работе
знания и умения из смежной профессиональной области – нейропсихологии.
Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной
коррекционно-логопедической программе, и реализуется не вместо неё, а
вместе с ней.
Нейропсихологическая
коррекция – один из методов эффективной помощи детям для преодоления: снижения
работоспособности, быстрой утомляемости, несформированности пространственных
представлений, рассеянного внимания, ухудшения памяти, трудностей мышления,
проблем самоконтроля в учебе.
Когда нужна нейростимуляция на логопедических занятиях,
например, при коррекции звукопроизношения?
- Трудоемкий и длительный путь коррекции
звуков.
- Трудности с артикуляционной гимнастикой
и при создании укладов для звуков.
- Сложности вызывания звуков и коррекции
их при искажениях разного вида.
- Затруднения при постановке звуков с
механической помощью при дизартрии.
- Поставленные звуки долго не
автоматизируются.
- Поставленные звуки не вводятся в речь.
- Нарушена просодия и внятность речи.
- Нарушены тонкие движения пальцев рук.
Безусловно,
что все эти и другие сложности имею место в работе с детьми, имеющими нарушения
интеллектуального развития разной степень выраженности.
В
своих выступлениях и презентациях логопеды Ольга Валерьевна Уржунцева (школа на
ул. Красина) и логопед Оксана Петровна Каклюгина (школа на ул. Ляпустина)
поделились своим практическим опытом и рассказали, как применение
нейропсихологического подхода с использованием необычных и привлекательных для
ребёнка тренажёров, и оборудования усиливает эмоциональную окраску логопедических
занятий, повышает интерес к ним и мотивацию детей. Опора на разные виды
деятельности ребенка и разные стимулы, безусловно, дают положительные
результаты в коррекции и развитии речевых функций (коммуникативной, регуляционной, интеллектуальной, познавательной).