30.03.2021
В 2022-2023 учебном году в состав школьной научно-методической кафедры логопедии входит 7 (семь) педагогов, работающих на базе трех учебно-воспитательных корпусов школы.
Работой методического объединения учителей-логопедов руководит заместитель директора по УВР и учитель-логопед высшей квалификационной категории Пирогова Г.Н.
Логопедическое сопровождение обучающихся в школе на ул. С. Ковалевской, 10 осуществляют:
Маргилевская Лариса Владимировна – учитель-логопед высшей категории;
Волкова Антонина Александровна.
В учебно-воспитательном корпусе школы на ул. Красина, 37:
Уржунцева Ольга Валерьевна – учитель-логопед высшей категории;
Чернова Наталья Николаевна – учитель-логопед высшей категории;
Пирогова Галина Николаевна – учитель-логопед высшей категории.
В учебно-воспитательном корпусе школы на ул. Ляпустина, 4:
Щербик Дарья Игоревна – учитель-логопед первой категории;
Каклюгина Оксана Петровна – учитель-логопед первой категории.
Основные направления работы школьной научно-методической кафедры логопедии:
Учебная работа
Методическая работа
Опытно-экспериментальная работа
«Учебная работа» включает в себя два неразрывно связанных и взаимодополняемых направления деятельности: диагностическое и коррекционно-развивающее.
Диагностика уровня речевого развития является важным элементом логопедического сопровождения обучающихся с лёгкой, умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития, а также детей с расстройствами аутистического спектра.
Для решения данных задач применяются следующие формы и методы работы:
Проведение углубленного обследования речевого развития обучающихся с использованием диагностического материала.
Подготовка логопедических представлений по итогам обследования обучающихся для дальнейшего коллегиального обсуждения в составе экспертных групп; участие в работе школьных психолого-педагогических консилиумов с участием родителей (законных представителей) обучающихся.
Участие в работе экспертных групп по разработке специальных индивидуальных программ развития (СИПР) для обучающихся с тяжёлыми множественными нарушениями развития, индивидуальных программ (ИП) сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра, а также в планировании (а в дальнейшем – мониторинге и корректировке) совместной деятельности специалистов сопровождения (логопедов, дефектологов, психологов, специалистов сенсорной интеграции и др.).
Участие в составлении индивидуальных программ обучения навыкам письменной речи (чтения, письма) для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью, испытывающих значительные трудности в освоении данных дисциплин;
Проведение индивидуальных и групповых логопедических занятий по коррекции навыков устной и письменной речи, занятий коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»;
Сопровождение/консультирование родителей (законных представителей) и учителей в вопросах закрепления и переноса речевых и неречевых (альтернативных) навыков коммуникации, выработанных на логопедических занятиях, в учебную и повседневную жизнь обучающихся;
Работа с документацией: заполнение речевых карт, мониторинговых исследований динамики коррекционно-логопедической работы по результатам диагностического обследования, а также результатам текущей и промежуточной аттестации.
«Методическая работа»
Цель методической работы: совершенствование уровня профессионального мастерства учителей-логопедов, овладение ими эффективными методами и приемами логопедической работы. При планировании методической работы коллектив кафедры стремится включить те формы, которые реально позволили бы решить проблемы и задачи, стоящие перед логопедической службой.
Наиболее востребованными формами методической работы являются:
обучение на теоретических семинарах, организованных в школе и вне школы;
участие в научно-практических конференциях;
публикации методических разработок и статей;
общение с коллегами и изучение их опыта работы в процессе проведения заседаний школьной кафедры логопедии;
самообразование;
прохождение педагогической экспертизы профессиональной компетентности (аттестации).
«Опытно-экспериментальная работа»
Научно-методическое направление работы кафедры рассматривается как непрерывная деятельность по обучению педагогов и развитию кадрового потенциала, выявлению, обобщению и распространению наиболее ценного опыта, стимулированию творческого поиска педагогов, созданию собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса. Педагоги кафедры логопедии неоднократно представляли опыт своей работы, а также продукты опытно-экспериментальной деятельности на городском, областном, региональном и всероссийском уровне. За время работы школьной кафедры логопедии, подготовлены и опубликованы следующие материалы:
Ларина А.В. Букварёнок: тетрадь-пособие по формированию графического образа буквы у обучающихся с интеллектуальными нарушениями;
Ларина А.В. Программно-методическое обеспечение логопедической работы с обучающимися с тяжёлой и умеренной умственной отсталостью (методические материалы);
Пирогова Г.Н. Учебное пособие для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью «Почитай-ка. Гласные»;
Пирогова Г.Н. Учебное пособие для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью «Почитай-ка. Согласные»;
Уржунцева О.В. Проектирование специальных индивидуальных образовательных программ для детей с расстройством аутистического спектра (методические рекомендации);
Уржунцева О.В. Разноуровневые упражнения по формированию навыков чтения у учащихся с ОВЗ.